Действующий

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА


2. Состояние сферы туризма в Российской Федерации и Сибирском федеральном округе


В Российской Федерации особое внимание уделяется проблемам отдыха, оздоровления и увеличения продолжительности жизни населения. Исследование существующего состояния туризма в Российской Федерации позволяет сделать вывод о положительной динамике в развитии этой сферы. Отмечается стабильный умеренный рост внутреннего и въездного туристского потока.

В первую очередь положительные тенденции развития туризма в Российской Федерации связаны с высоким туристско-рекреационным потенциалом страны. На ее территории сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального и мирового историко-культурного наследия, проходят важные экономические, культурные, общественные и спортивные события. Во многих регионах представлен широкий спектр потенциально привлекательных туристских объектов и комплексов, пользующихся большой популярностью у российских и иностранных туристов. Данные туристско-рекреационные ресурсы страны дают возможность развивать многие виды туризма, в том числе рекреационный (пляжный), культурно-познавательный, деловой, активный, оздоровительный и экологический туризм, а также морские и речные круизы, сельский туризм и др.

Последние 20 лет туризм в России воспринимался как зарубежный отдых. Однако к началу 2015 года произошло изменение структуры российского турбизнеса - на 40% уменьшился спрос на выездной организованный туризм и значительно, на 30%, увеличился внутренний турпоток, достигнув отметки 41,5 млн поездок. При этом количество международных прибытий выросло на 16%.

По данным, опубликованным Всемирным экономическим форумом, Россия в 2015 году заняла 45 место в рейтинге стран мира по уровню конкурентоспособности путешествий и туризма, поднявшись на 18 позиций, по сравнению с 2013 годом.

По данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО) и Всемирного совета по туризму и путешествиям в 2014 году число международных туристских прибытий составило 1138 млн, ежегодный прирост прибытий за последние несколько лет - 4 - 5%. Вклад индустрии туризма в мировой ВВП - 9,5%, тогда как доля туризма в ВВП Российской Федерации составляет 1,4% (953,1 млрд рублей), с учетом мультипликативного эффекта отрасли - 5,8% (3969 млрд рублей).

Занятость в сфере туризма в России составляет 1,4% (967 тыс. рабочих мест), с учетом мультипликативного эффекта - 5,5% (3935 тыс. рабочих мест). Особое значение имеет внутренний и въездной туризм для развития малого и среднего бизнеса, в среднем на 1 вложенный рубль бизнес получает от 3 до 5 рублей прибыли.

Анализ данных по туристическому въезду и выезду показывает, что Россия остается донором туристского потока, однако показатели выезда растут умеренными темпами. По данным Всемирного Банка и ЮНВТО с 1991 по 2014 годы российскими туристами было вывезено из страны 450 млрд долларов. Существует большой потенциал для импортозамещения этого объема выпадающих туруслуг.

В свою очередь, значительное отрицательное влияние на развитие туризма в России оказывают недостаточно комфортная туристская информационная среда, недостаточно развитая туристская инфраструктура в большинстве регионов страны и невысокий уровень международной открытости, в частности, в области визовых требований для туристов из других стран.

Негативными тенденциями, тормозящими развитие внутреннего и въездного туризма, являются следующие проблемы транспортного комплекса Российской Федерации: отставание развития транспортной инфраструктуры в России от потребностей экономики и населения страны, высокая стоимость транспортных расходов, высокая степень износа основных фондов транспортного комплекса, высокий уровень аварийности и низкие экологические параметры работы транспорта по сравнению с аналогичными показателями в развитых странах (в первую очередь, автомобильного и авиационного видов транспорта).

По прогнозу Всемирной организации по туризму у России есть возможность стать одним из лидеров в сфере туризма и путешествий. При развитии туристской инфраструктуры на международном уровне Россия способна принимать в год до 40 млн иностранных туристов и к 2023 году может войти в десятку самых популярных направлений туризма.

Сегодня туризм является одним из важнейших направлений развития отдельных территорий субъектов Сибирского федерального округа (далее - СФО).

В России создано 14 особых экономических зон туристско-рекреационного типа сроком на 20 лет на территориях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Из них четыре туристские зоны располагаются в СФО: "Алтайская долина" (Республика Алтай), "Байкальская гавань" (Республика Бурятия), "Бирюзовая Катунь" (Алтайский край), "Ворота Байкала" (Иркутская область).

На территории данных зон действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности: инвесторы получают созданную за счет государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса. Благодаря режиму свободной таможенной зоны резиденты получают значительные таможенные льготы, им предоставляется ряд таможенных преференций.

Потенциал Сибири способствует развитию практически всех видов туризма. При этом наибольшее распространение получили горнолыжный, экологический, познавательный, лечебно-оздоровительный, охотничий и рыболовный туризм.

В некоторых субъектах СФО - Республике Бурятия, Алтайском крае, а также в Хакасии получил развитие детский туризм, в Кемеровской области - молодежный туризм.

Деловой туризм также может стать популярным, так как ведущей отраслью экономики сибирского региона является промышленность, в связи с чем появляется интерес к производственным турам, позволяющим установить новые деловые связи, познакомиться с новейшими технологиями изготовления продукции, способствующим профессиональной ориентации школьников, расширению их кругозора.

При планировании мероприятий по продвижению регионального туризма большинство субъектов указывают на необходимость формирования бренда Сибири как благоприятной для отдыха, жизни и бизнеса территории. Однако имиджевая составляющая развития туризма в СФО является наиболее острой проблемой. Это связано с отсутствием четкого позиционирования сибирского региона в российском и международном информационном пространстве. До сих пор сильны стереотипы относительного самого понятия "Сибирь", связанные с непригодными для туризма климатическими условиями.

К основным проблемам туристской отрасли СФО можно также отнести нехватку или невысокое качество специализированного туристского транспорта и оборудования; недостаточное количество конкурентоспособных гостиниц, мотелей, баз отдыха; невысокий общий уровень сервиса и его неконкурентоспособность по стоимости в сравнении с туристически развитыми странами; низкая транспортная доступность; слабая информационная поддержка регионального туризма, в том числе и на специализированных сайтах субъектов СФО; необходимость совершенствования услуг онлайн-сервиса.