4.1. Анализ развития туристской отрасли Республики Хакасия за период с 2011 по 2015 год
За период с 2011 по 2015 год туристская отрасль Республики Хакасия характеризовалась устойчивой положительной динамикой основных показателей. Так, по количеству туристских прибытий Республика Хакасия в 2011 году занимала 11 место среди субъектов СФО, а на конец 2015 года прочно заняла 8 место среди других субъектов. Кроме того, в Республике Хакасия зафиксирован наибольший темп роста внутреннего и въездного туристского потока (в 3,8 раза с 2011 года).
В структуре туристского потока внутренний туризм составляет 97%. По формам внутреннего туризма жители Хакасии предпочитают в основном оздоровительный, культурно-познавательный и активный отдых.
Согласно данным УФМС по Республике Хакасия до 2014 года наблюдался рост числа иностранных туристов, въехавших на территорию региона, в 2015 году данный показатель уменьшился на 15%. В 2015 году республику посетили 4 тысячи иностранных туристов. География въездного туризма в Республике Хакасия обширна и охватывает 61 страну: доля стран Азиатского региона составляет 63,4%, Европы - 20,8%. Наибольший интерес иностранцев в Хакасии привлекает этнический и познавательный туризм.
Расширяющееся межрегиональное и международное сотрудничество, сложные климатические условия Сибири являются причиной роста выездного туризма. За последние годы ситуация в области выездного туризма в Хакасии развивалась неравномерно: до 2013 года количество жителей республики, выезжающих с туристскими целями за рубеж, постоянно увеличивалось, в 2014 - 2015 годы - снизилось. Этот факт связан с обострением внешнеполитической ситуации и снижением потребительского спроса на туристские поездки за рубеж.
Общий объем предоставленных платных услуг в туристско-рекреационной сфере Республики Хакасия с 2011 года увеличился на 14%. Но доля данных услуг в общем объеме ВРП остается незначительной (0,4%) и, как и в других субъектах СФО, имеет тенденцию к снижению. Среди регионов наибольший показатель доли в ВРП отмечается в республиках Алтай и Бурятия (1,2% и 1,27% соответственно). Хакасия опережает Красноярский край (0,35%) и Республику Тыва (0,19%).
Налоговые поступления в бюджет Республики Хакасия от туристской деятельности с 2011 года увеличились на 21%. По темпам роста данного показателя за пять лет Хакасия занимает восьмое место среди субъектов СФО. Доля налоговых поступлений от туристской деятельности в общем объеме налоговых поступлений региона составляет 0,49% (4 место среди других субъектов СФО).
Количество туристских фирм, осуществляющих свою деятельность на территории Хакасии, с 2011 года выросло более чем в 2 раза (2011 год - 27 единиц, 2015 год - 56 единиц). Стоимость реализованных населению турпакетов за анализируемый период увеличилась на 33,7%, хотя наблюдается снижение данного показателя, как и в большинстве других регионов СФО.
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Хакасия на территории региона осуществляют деятельность 91 коллективное средство размещения, в том числе 31 гостиница, 6 хостелов, 5 сельских гостевых домов. Единовременная вместимость коллективных средств размещения составляет 10705 койко-мест. Прирост количества коллективных средств размещения Республики Хакасия в период с 2011 по 2015 год составил 54% (3 место среди регионов СФО). Доходы коллективных средств размещения также растут - увеличение составило 36%, в сравнении с 2011 годом. За этот же период на 37% увеличилось количество лиц, размещенных в коллективных средствах размещения.
Санаторно-курортный комплекс Республики Хакасия представлен следующими учреждениями: ОАО "Курорт "Озеро Шира", санаторий-профилакторий ООО "Социальные объекты Абаканского рудоуправления "Саянская благодать", санаторно-оздоровительный лагерь круглогодичного действия "Дружба", ООО "Санаторий-профилакторий "Металлург", ФБУ Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации "Туманный", ФГБУ детский санаторий "Озеро Шира" Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Анализ деятельности санаторно-курортных учреждений республики выявил нестабильную динамику основных показателей. Объемы санаторно-оздоровительных услуг имели положительные и отрицательные тенденции. Негативным фактором, сдерживающим развитие республиканского санаторно-курортного комплекса, является высокий уровень износа материально-технической базы.
Динамика числа занятых в туристских фирмах и коллективных средствах размещения в регионах СФО различна. В Республике Хакасия за анализируемый пятилетний период наблюдался рост числа занятых в туристских фирмах на 19%, в коллективных средствах размещения - на 5%. По динамике прироста данных показателей Хакасия занимает второе место.
В целом динамика развития туристской отрасли в субъектах СФО была подвержена общероссийским тенденциям. Обострение внешнеполитической ситуации, кризисные факторы в экономике отразились и на рынке туристских услуг. Однако в Республике Хакасия на данном временном отрезке наблюдался рост по всем основным показателям.
4.2. Транспортная инфраструктура
Республика Хакасия обладает достаточно развитой транспортной инфраструктурой, которая представлена воздушным, железнодорожным, автомобильным транспортом.
Важнейшим элементом авиатранспортной инфраструктуры Хакасии является международный аэропорт "Абакан", обслуживающий население Республики Хакасия, южных районов Красноярского края и Республики Тыва.
Аэропорт обслуживает следующие прямые направления пассажирских рейсов: Москва, Новосибирск, Красноярск, Томск. Кроме того, из республиканского аэропорта осуществляются международные регулярные рейсы в Кыргызстан и чартерные рейсы во Вьетнам.
Ввиду значительной территориальной удаленности Республики Хакасия от центральных районов Российской Федерации на рынке транспортных услуг одна из ведущих ролей отводится железнодорожному транспорту как в сфере грузовых, так и в сфере пассажирских перевозок. На его долю приходится 99% грузооборота и 79% пассажирооборота Республики Хакасия.
Эксплуатационная длина железнодорожных путей составляет 666,6 км, из них 288,4 км электрифицировано, оснащено устройствами диспетчерской централизации и автоблокировкой. Густота железных дорог на территории Республики Хакасия составляет 108 км на 1000 км(2) территории.
Железнодорожным сообщением охвачено 33 населенных пункта, эксплуатируются 43 железнодорожные станции, действуют пять железнодорожных вокзалов - в городах Абакане, Абазе, поселках Шира, Аскиз, Бискамжа.
Основой железнодорожного транспортного каркаса Республики Хакасия являются Южно-Сибирская железнодорожная магистраль (Междуреченск - Абакан - Тайшет) и железнодорожная ветка Ачинск - Абакан.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования, расположенных на территории Республики Хакасия, составляет 6974,93 км. Транспортная сеть Республики Хакасия относительно развита. Доля автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 78%.
4.3. Проблемы и ограничения развития туризма
К факторам, тормозящим развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Хакасия, можно отнести следующие проблемы и ограничения:
недостаточно развитая туристская инфраструктура, малое количество средств коллективного размещения с современным уровнем комфорта;
низкое сервисное обслуживание;
устаревшая и недостаточно эффективно используемая ресурсная база санаторно-курортного комплекса;
неразвитость индустрии развлечений;