АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 января 2017 года N 14-п

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА"

(с изменениями на 27 декабря 2023 года)
(в ред. постановлений Администрации Волгоградской обл. от 01.08.2017 N 408-п, от 22.01.2018 N 23-п, от 23.07.2018 N 322-п, от 28.12.2018 N 656-п, от 07.02.2019 N 37-п, от 21.08.2019 N 407-п, от 23.12.2019 N 661-п, от 10.06.2020 N 337-п, от 27.07.2020 N 413-п, от 18.12.2020 N 800-п, от 30.12.2020 N 881-п, от 14.04.2021 N 179-п, от 24.05.2021 N 237-п, от 13.09.2021 N 502-п, от 27.12.2021 N 755-п, от 28.03.2022 N 160-п, от 30.12.2022 N 891-п, от 14.08.2023 N 545-п, от 26.12.2023 N 903-п, от 27.12.2023 N 914-п)



В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Волгоградской области от 27 августа 2013 г. N 423-п "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ Волгоградской области", постановлением Администрации Волгоградской области от 11 октября 2016 г. N 557-п "Об утверждении перечня государственных программ Волгоградской области и о признании утратившими силу некоторых постановлений Администрации Волгоградской области" Администрация Волгоградской области постановляет:

(в ред. постановления Администрации Волгоградской обл. от 23.12.2019 N 661-п)

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Волгоградской области "Экономическое развитие и инновационная экономика".

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания, подлежит официальному опубликованию и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01 января 2017 г.

     Губернатор
     Волгоградской области
          А.И.БОЧАРОВ


 Утверждена
     постановлением
          Администрации
          Волгоградской области
          от 23 января 2017 г. N 14-п



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА"

(в ред. постановления Администрации Волгоградской обл. от 27.12.2023 N 914-п)



Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Волгоградской области "Экономическое развитие и инновационная экономика"


1. Оценка текущего состояния сферы экономического развития и инновационной экономики Волгоградской области


Обеспечение экономического развития Волгоградской области позволит создать условия для экономического роста, повышения производительности труда, внедрения инновационных технологий, повышения качества и уровня жизни населения, а также окажет влияние на достижение других стратегических целей социально-экономического развития Волгоградской области.

Несмотря на негативные факторы, связанные с эпидемиологической ситуацией, внешним давлением на экономику страны, удалось сохранить стабильность и устойчивость макроэкономических показателей, характеризующих развитие экономики Волгоградской области.

В целях создания благоприятной деловой среды и поддержания инвестиционной активности в условиях внешнего санкционного давления на территории Волгоградской области приняты и реализуются региональные меры поддержки инвестиционной деятельности.

В 2022 году по полному кругу организаций освоено 216,5 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимой оценке составляет 103,2 процента к уровню 2021 года. По итогам первого полугодия 2023 г. Волгоградская область с объемом инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций 100,3 млрд. рублей занимает третье место в Южном федеральном округе (далее именуется - ЮФО) после Краснодарского края и Ростовской области. В 2023 году оценка объема инвестиций в основной капитал составляет 226,5 млрд. рублей с индексом физического объема 100,8 процента.

Волгоградская область по объемам экспорта занимает 27-е место среди субъектов Российской Федерации и 3-е место среди субъектов ЮФО. Внешнеторговый оборот Волгоградской области за 2022 год составил 112,8 процента от показателя 2021 года.

В январе - сентябре 2023 г. в связи с нарастанием санкционного давления со стороны США и ЕС, принятием 11-го пакета антироссийских санкций внешнеторговый оборот Волгоградской области сократился на 23,5 процента по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.

Развитие внешнеэкономической деятельности Волгоградской области будет определяться тенденцией изменения логистических маршрутов и переориентации экспортных поставок с запада на восток в дружественные страны.

Несмотря на введенные санкции в отношении Российской Федерации, сокращение внешнеторгового оборота Волгоградской области в 2023 году по оценке составит не более 20,5 процента по сравнению с 2022 годом.

В 2022 году индекс производительности труда по Волгоградской области по экономике в целом составил 97,6 процента, в 2023 году, по оценке, составит 100,4 процента к уровню 2022 года.

Переход на инновационную модель экономического развития - приоритетное направление государственной политики Российской Федерации. В 2022 году уровень инновационной активности по всем видам инноваций в целом по Волгоградской области составил 8,2 процента.

В 2022 году в Волгоградской области осуществляли деятельность 71,6 тысячи средних, малых и микропредприятий (с учетом индивидуальных предпринимателей), по оценке в 2023 году их количество составит 72,5 тыс. единиц. Количество самозанятых граждан в Волгоградской области в 2022 году составило 87 тыс. человек, в 2023 году их количество составит более 110 тыс. человек.

Сектор малого предпринимательства сосредоточен в основном в сферах торговли и предоставления услуг населению. Средние предприятия в большей степени представлены в сферах с более высокой добавленной стоимостью - в обрабатывающей промышленности, строительстве, сельском хозяйстве.

На территории Волгоградской области реализован проект по созданию сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг Волгоградской области (далее именуется - МФЦ). Функционируют 50 центров и офисов "Мои Документы" и 251 территориально обособленное структурное подразделение МФЦ. В соответствии с региональной схемой размещения МФЦ обслуживание заявителей организовано в 863 окнах приема и выдачи документов.

Новые экономические реалии, международная обстановка, другие объективные факторы потребовали внесения корректировок в систему стратегического планирования и государственного управления Волгоградской области.

В 2022 году в целях поддержки экономики и населения Волгоградской области на расширенном заседании оперативного штаба по укреплению устойчивости экономики Волгоградской области в условиях санкционных ограничений утвержден План первоочередных действий по обеспечению развития экономики Волгоградской области в условиях внешнего санкционного давления, разработанный органами исполнительной власти Волгоградской области, органами местного самоуправления Волгоградской области, экспертным и профессиональным сообществом.

В целом экономика Волгоградской области остается устойчивой, формируются условия для дальнейшего экономического развития.

Вместе с тем в сфере экономического развития региона сохраняются риски, связанные с нестабильной геополитической ситуацией: риск нестабильности цен на товары, работы и услуги, используемые при формировании валового регионального продукта, риск нарушения существующих логистических цепочек, риск увеличения стоимости заемных средств.

Для снижения влияния рисков и сохранения стабильного роста экономики Волгоградской области планируется продолжить работу по расширению количества эффективных инвестиционных проектов, по расширению взаимовыгодных связей с партнерами из дружественных стран, по осуществлению мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, по содействию увеличению инновационной активности и росту производительности труда.


2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика"


Государственная программа "Экономическое развитие и инновационная экономика" (далее именуется - государственная программа) направлена на достижение национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", и их целевых показателей, характеризующих достижение национальных целей к 2030 году:

"Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" (целевые показатели - "Обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности", "Обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции", "Реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года", "Реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года", "Увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн. человек").

"Цифровая трансформация" (целевые показатели - "Достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления", "Увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов").

Стратегией социально-экономического развития Волгоградской области до 2030 года, утвержденной Законом Волгоградской области от 28 декабря 2021 г. N 134-ОД "О Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2030 года", определены следующие приоритеты социально-экономического развития Волгоградской области, относящиеся к сфере реализации государственной программы:

инвестиционное развитие;

международная кооперация и экспорт;

новая индустриализация, наукоемкое и инновационное производство;

малое и среднее предпринимательство;

государственное и муниципальное управление.

В рамках приоритета "Инвестиционное развитие" запланировано достижение цели - рост инвестиций в основной капитал и улучшение инвестиционного климата.

В рамках приоритета "Международная кооперация и экспорт" запланировано достижение цели - стимулирование развития и обеспечение конкурентоспособности экспорта Волгоградской области.

В рамках приоритета "Новая индустриализация, наукоемкое и инновационное производство" запланировано достижение цели - создание современного промышленного комплекса, производящего конкурентоспособную высокомаржинальную продукцию, ориентированного на перспективные рынки сбыта и обеспечивающего воспроизводство и эффективную коммерциализацию инновационных решений с использованием научного потенциала Волгоградской области.

В рамках приоритета "Малое и среднее предпринимательство" запланировано достижение цели - активное вовлечению субъектов в предпринимательскую деятельность и формирование класса предпринимателей новой технологической экономики Волгоградской области, развитие сферы малого и среднего предпринимательства как одного из факторов инновационного и социального развития, улучшения отраслевой структуры экономики, увеличения занятости населения и снижения безработицы.

В рамках приоритета "Государственное и муниципальное управление" запланировано достижение цели - повышение эффективности государственного и муниципального управления за счет цифровой трансформации, внедрения современных методов управления и совершенствования мотивации государственных и муниципальных служащих.

В целях достижения целевых показателей указанных национальных целей развития Российской Федерации, приоритетов социально-экономического развития Волгоградской области целями государственной программы определены:

создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса;

повышение инновационной активности бизнеса;

повышение эффективности государственного и муниципального управления.

3. Задачи в сфере экономического развития и инновационной экономики Волгоградской области и государственного управления Волгоградской области в указанной сфере, включая задачи, определенные в соответствии с национальными целями, а также задачи, направленные на достижение общественно значимых результатов


Государственной программой предусматривается решение следующих стратегических задач социально-экономического развития Волгоградской области:

в рамках приоритета "Инвестиционное развитие" - совершенствование регулирования инвестиционной сферы, повышение доступности заемных (в том числе кредитных) средств для инвесторов, привлечение и дальнейшее сопровождение инвесторов;

в рамках приоритета "Международная кооперация и экспорт" - развитие международного и межрегионального сотрудничества Волгоградской области, оказание информационно-организационной поддержки участникам внешнеэкономической деятельности Волгоградской области, увеличение количества новых экспортеров российской конкурентоспособной продукции, эффективное использование экспортного потенциала Волгоградской области, активное привлечение к экспортной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;

в рамках приоритета "Новая индустриализация, наукоемкое и инновационное производство" - повышение конкурентоспособности региональной инновационной системы, ускорение применения трансфера технологий в развитие Волгоградской области, формирование инфраструктуры и среды для повышения эффективности научного сектора Волгоградской области, активизации инновационной деятельности, формирование эффективной системы управления в сфере науки и инноваций, повышение инвестиционной привлекательности научного и инновационного сектора региональной экономики, развитие сферы интеллектуальной собственности, кадрового и человеческого капитала для развития инновационной экономики Волгоградской области;

в рамках приоритета "Малое и среднее предпринимательство" - создание комплексной системы акселерации, включающей в себя финансовые и налоговые инструменты поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также инфраструктуру для комфортной работы и развития субъектов малого и среднего предпринимательства, доступ к закупкам крупнейших заказчиков, создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса, создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами посредством применения нового режима налогообложения и предоставления мер поддержки, создание цифровой экосистемы, ориентированной на потребности пользователей - субъектов малого и среднего предпринимательства, самозанятых граждан и физических лиц, желающих открыть собственное дело;

в рамках приоритета "Государственное и муниципальное управление" - повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг и прозрачности государственного управления.

Для достижения целей государственной программы разработана структура государственной программы, определены задачи государственной программы по следующим направлениям (подпрограммам) реализации:

направление (подпрограмма) "Формирование благоприятной инвестиционной среды и развитие государственно-частного и муниципально-частного партнерства, в том числе реализуемого посредством заключения концессионных соглашений", в рамках которого будут реализовываться структурные элементы государственной программы, направленные на решение задач, связанных с комплексной поддержкой инвестиционных проектов и их сопровождением, присвоением кредитного рейтинга Волгоградской области, государственного тарифного регулирования;

направление (подпрограмма) "Развитие внешнеэкономической деятельности Волгоградской области", в рамках которого будут реализовываться структурные элементы государственной программы, направленные на решение задач, связанных с реализацией комплекса институциональных мероприятий по популяризации и содействию развитию экспорта, расширению двустороннего торгово-экономического сотрудничества Волгоградской области с субъектами Российской Федерации, двустороннего торгово-экономического сотрудничества Волгоградской области с зарубежными странами, привлечением в регион иностранных инвестиций;

направление (подпрограмма) "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области", в рамках которого будут реализовываться структурные элементы государственной программы, направленные на решение задач, связанных с созданием комплексной системы акселерации, включающей в себя финансовые и налоговые инструменты поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также инфраструктуру для комфортной работы и развития субъектов малого и среднего предпринимательства, доступ к закупкам крупнейших заказчиков, с созданием условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса, условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами, а также задач, связанных со стимулированием производства комплектующих для беспилотных авиационных систем на территории Волгоградской области;

направление (подпрограмма) "Развитие инновационной деятельности", в рамках которого будут реализовываться структурные элементы государственной программы, направленные на решение задач, связанных с развитием кадрового потенциала инновационной экономики Волгоградской области, совершенствованием механизмов государственной поддержки научной и инновационной деятельности, предоставлением предприятиям Волгоградской области возможности по внедрению лучших практик по повышению производительности труда посредством специализированных центров компетенций;

направление (подпрограмма) "Совершенствование государственного и муниципального управления", в рамках которого будут реализовываться структурные элементы государственной программы, направленные на решение задач, связанных с развитием сети МФЦ, предоставляющих населению услуги различных ведомств по принципу "одного окна", обеспечение стратегического планирования социально-экономического развития Волгоградской области, сопровождению современных информационных систем прогнозирования и мониторинга социально-экономического развития Волгоградской области, комплексной поддержки предприятий - участников национального проекта "Производительность труда".

В рамках реализации государственной программы предусматривается предоставление субсидии бюджетам муниципальных образований Волгоградской области в соответствии с Порядком предоставления и распределения субсидии бюджетам муниципальных образований Волгоградской области на софинансирование мероприятий по созданию объектов транспортной инфраструктуры, необходимых для реализации новых инвестиционных проектов, приведенным в приложении 1.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»