Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 декабря 2016 года N 1368-п


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОБЛАСТИ ОТ 04.06.2014 N 536-П


Во исполнение пункта 5 постановления Правительства области от 02.06.2016 N 643-п "О реализации государственной программы Ярославской области "Доступная среда в Ярославской области" в 2015 году", в соответствии с постановлением Правительства области от 24.08.2012 N 819-п "Об утверждении Положения о программно-целевом планировании и контроле в органах исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделениях аппарата Правительства области"

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в постановление Правительства области от 04.06.2014 N 536-п "Об утверждении государственной программы Ярославской области "Доступная среда в Ярославской области" на 2014 - 2016 годы" следующие изменения:

1.1. В заголовке и пункте 1 слова "2014 - 2016 годы" заменить словами "2014 - 2018 годы".

1.2. Пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства области Костина В.Г.".

1.3. Государственную программу Ярославской области "Доступная среда в Ярославской области" на 2014 - 2016 годы, утвержденную постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).

2. Постановление вступает в силу с момента подписания.

Председатель
Правительства области
Д.А.СТЕПАНЕНКО



Утверждена
постановлением
Правительства области
от 04.06.2014 N 536-п
(в редакции постановления
Правительства области
от 30.12.2016 N 1368-п)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2014 - 2018 ГОДЫ

ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Ответственный исполнитель Государственной программы

департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области (далее - ДТСПН ЯО), директор ДТСПН ЯО Андреева Лариса Михайловна, тел. (4852) 40-04-04

Куратор Государственной программы

первый заместитель Председателя Правительства области Костин Виктор Геннадьевич, тел. (4852) 40-14-83

Сроки реализации Государственной программы

2014 - 2018 годы

Цель Государственной программы

повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) (далее - МГН) в Ярославской области

Объем финансирования Государственной программы за счет всех источников

всего - 478,3857 млн. руб.;
2014 год - 291,60814 млн. руб.;
2015 год - 98,11628 млн. руб.;
2016 год - 65,74908 млн. руб.;
2017 год - 22,7336 млн. руб.;
2018 год - 0,1786 млн. руб.

Перечень подпрограмм и основных мероприятий, входящих в состав Государственной программы:

Региональная программа "Доступная среда"

ДТСПН ЯО, директор ДТСПН ЯО Андреева Лариса Михайловна, тел. (4852) 40-04-04;
первый заместитель директора ДТСПН ЯО Аминов Дмитрий Владимирович, тел. (4852) 40-04-06

Электронный адрес размещения Государственной программы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

http://www.yarregion.ru/depts/dtspn/tmpPages/programs.aspx


 I. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы


1. Государственная программа разработана в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, и постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 года N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы".

2. Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества граждан с ограниченными возможностями.

В 2008 году Российская Федерация подписала Конвенцию Организации Объединенных Наций "О правах инвалидов" (далее - Конвенция ООН), что фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов.

В положениях Конвенции ООН отражена необходимость принятия надлежащих мер по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к зданиям и сооружениям, окружающим человека в повседневной жизни, транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым для населения. Эти меры, включающие выявление и устранение препятствий и барьеров, ограничивающих доступность среды жизнедеятельности, должны распространяться в частности:

- на здания, дороги, транспорт и другие объекты;

- на социальные программы и услуги, способствующие эффективной социальной адаптации инвалидов;

- на информационные, коммуникационные и другие службы.

Основным критерием доступности среды жизнедеятельности для инвалидов является снижение степени ограничения жизнедеятельности, выражающейся в способности к самообслуживанию, самостоятельному или с помощью других лиц передвижению, общению, контролю за своим поведением, обучению и способности к трудовой деятельности, путем проведения реабилитационных мероприятий, с одной стороны, и способности среды адаптироваться к возможностям и потребностям людей с ограниченными возможностями здоровья, с другой стороны.

Доступность среды жизнедеятельности зависит от степени доступа к ней следующих групп населения:

- люди с нарушением функции опорно-двигательного аппарата, использующие при передвижении вспомогательные средства (кресла-коляски, костыли, ходунки и другие приспособления);

- люди с нарушением функции органа зрения, использующие при ориентации в пространстве трости и собак-проводников;

- люди с нарушением функции органов слуха и речи;

- люди со сниженными ментальными возможностями, в том числе дети-инвалиды.

Также к МГН можно отнести престарелых людей, маленьких детей, людей с грудными детьми в колясках, граждан с временным расстройством здоровья и других лиц.

Законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральными законами от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Градостроительным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, определены требования к органам власти и организациям независимо от организационно-правовой формы по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований.

Вместе с тем формирование доступной среды для инвалидов, несмотря на существующую правовую основу, находится в Российской Федерации на недостаточном уровне.

3. В Ярославской области проживают более 119000 лиц, в установленном порядке признанных инвалидами, из которых 3000 детей-инвалидов (около 2500 детей находятся на учете по поводу психических заболеваний, около 600 детей с диагнозом "детский церебральный паралич"), около 3000 инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, использующих при передвижении вспомогательные средства (кресла-коляски, костыли, ходунки и другие приспособления), более 3000 инвалидов с дефектами органа зрения, более 2000 инвалидов по слуху и речи.

Мероприятия по созданию условий доступной среды для инвалидов и других МГН на территории области проводятся в рамках различных областных и ведомственных целевых программ, программ социально-экономического развития муниципальных образований области с привлечением бюджетных средств и средств собственников и арендаторов объектов.

В настоящее время на территории области наблюдается стабилизация роста инвалидизации населения.

Процесс стабилизации ситуации выражается в следующем:

- отмечается уменьшение количества повторных освидетельствований как среди взрослого, так и среди детского населения. Соотношение освидетельствования взрослого и детского населения практически не меняется;

- выросли показатели реабилитации для взрослого населения, но снизились для категории детей-инвалидов;

- суммарный показатель утяжеления групп инвалидности меняется незначительно и имеет тенденцию к медленному снижению;

- отмечается снижение уровня инвалидности в трудоспособном возрасте.

Достигнутые результаты являются следствием совершенствования уровня и качества медицинского и социального обслуживания инвалидов и их реабилитации, реализации решений по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами, повышению уровня их социально-экономического положения.

Несмотря на предпринимаемые меры, остается нерешенной важнейшая социальная задача - создание равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества. Социальная среда в большинстве своем остается неприспособленной для инвалидов.

Также активность данной категории граждан ограничивают психологические барьеры, обусловленные неуверенностью в себе, информационные барьеры, обусловленные отсутствием необходимой информации в различных областях знаний, социальные барьеры, связанные с непониманием проблем инвалидов окружающими их людьми.

Нерешенность данной проблемы порождает серьезные социально-экономические последствия, решение которых возможно только путем реализации комплекса мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров, обеспечение доступности для инвалидов и других МГН жилья, объектов социальной инфраструктуры, транспорта, средств связи, информации.

Многие инвалиды практически изолированы в своих квартирах из-за отсутствия в подъездах домов специальных пологих спусков (пандусов), из-за невозможности безопасного перемещения по улицам в связи с отсутствием световых табло, светофоров со звуковым сопровождением, иных устройств, обеспечивающих беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, информации и услугам, неприспособленностью общественного транспорта к нуждам инвалидов. Таким образом, большинство социально значимых объектов из-за отсутствия элементарных приспособлений (пандусов, звуковых и световых указателей) недоступны для инвалидов, в связи с чем проблема создания доступной среды жизнедеятельности инвалидов и МГН остается актуальной на всей территории Ярославской области.

4. В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации (независимо от организационно-правовых форм) должны обеспечивать инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также возможность беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации.

Исходя из положений указанного Федерального закона одним из основных направлений государственной социальной политики, проводимой в Ярославской области в отношении инвалидов, является комплексная реабилитация инвалидов, направленная на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов с целью восстановления их социального статуса и достижения материальной независимости.

В соответствии с методическими рекомендациями, разработанными Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, нацеленными на устранение наиболее часто встречающихся барьеров на пути следования инвалидов и других МГН при посещении административных зданий и служебных помещений, проведен мониторинг на территории муниципальных образований области. По итогам мониторинга выявлены основные проблемы, связанные с формированием доступной среды для инвалидов:

- более 2 тысяч зданий жилого фонда, в которых проживают инвалиды-колясочники, требуют оснащения специальными приспособлениями и устройствами, обеспечивающими свободное перемещение инвалидов;

- количество объектов социальной инфраструктуры, не отвечающих требованиям безбарьерной среды для жизнедеятельности, приближается к 3 тысячам;

- около 2 тысяч инвалидов трудоспособного возраста нуждаются в трудоустройстве;

- недостаточен уровень доступности гарантированных государством услуг в сферах образования и занятости, здравоохранения, социального обслуживания, физической культуры и спорта, транспорта, информации и связи;

- низок уровень охвата инвалидов, в том числе инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы, социально-реабилитационными мероприятиями.

Актуальной является проблема постоянного мониторинга уровня доступности объектов социальной сферы и транспортной инфраструктуры. Должны быть созданы и систематически действовать межведомственные муниципальные комиссии и областная комиссия по обследованию инфраструктуры городов и поселков.

Нерешенность проблемы формирования доступной среды порождает следующие серьезные социально-экономические последствия:

- дестимуляция трудовой и социальной активности инвалидов, которая негативно отражается на образовательном и культурном уровне инвалидов, а также уровне и качестве их жизни;

- высокая социальная зависимость, вынужденная изоляция инвалидов, осложняющая проведение медицинской, социальной и психологической реабилитации, выступающая в качестве самостоятельного фактора инвалидизации и предопределяющая возрастание спроса у инвалидов на медицинские и социальные услуги в стационарных и надомных условиях;

- равнодушное отношение к инвалидам в массовом сознании граждан и социальная разобщенность инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами, предопределяющие необходимость проведения соответствующих разъяснительных и образовательно-информационных кампаний;

- ограничение жизнедеятельности других МГН (лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных, беременных, людей с детскими колясками, детей дошкольного возраста).

5. Целесообразность решения проблемы обеспечения доступности среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН программным методом определяется следующими причинами:

- масштабность, высокая социально-экономическая значимость проблемы. Решение проблемы предполагает модернизацию, дооборудование значительной части существующих объектов социальной, транспортной, информационной инфраструктур, а также организацию строительства новых объектов с учетом требований доступности объектов;

- комплексность проблемы. Потребуется решение различных задач правового, финансового, информационного характера, затрагивающих интересы различных групп собственников, а также реализация соответствующего комплекса мероприятий;

- межведомственный характер проблемы. С учетом перечня задач, требующих решения, потребуется консолидация усилий органов исполнительной власти Ярославской области, органов местного самоуправления муниципальных образований области, общественных объединений, некоммерческих организаций;

- длительность решения проблемы. Проблема может быть решена в течение ряда лет путем осуществления работ и комплекса мероприятий, взаимосвязанных по целям и задачам.

Сложившаяся ситуация определяет приоритеты государственной социальной политики, проводимой в области в отношении инвалидов и других МГН, и требует комплексного решения существующих проблем по обеспечению полноценного уровня жизнедеятельности данных категорий граждан.


II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы и ожидаемые конечные результаты ее реализации


1. Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 года N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы" утверждена государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы. Разработанная в ее исполнение Государственная программа полностью соответствует ей по целям, задачам и основным направлениям реализации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»