ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 февраля 1999 года N 278
О ПРОГРАММЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИЯТИЙ ЛЕГКОЙ И ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1999 - 2000 ГОДЫ
Рассмотрев проект Программы государственной поддержки предприятий легкой и текстильной промышленности Тамбовской области на 1999-2000 годы, представленный главой администрации области, и заключение комитетов по бюджету, налогам и финансам и по промышленности, строительству, транспорту, связи и развитию предпринимательства, Тамбовская областная Дума постановляет:
1. Утвердить Программу государственной поддержки предприятий легкой и текстильной промышленности Тамбовской области на 1999-2000 годы (прилагается).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления городов и районов области разработать мероприятия по реализации данной Программы.
3. Финансирование мероприятий Программы государственной поддержки предприятий легкой и текстильной промышленности Тамбовской области на 1999-2000 годы провести в пределах общих бюджетных ассигнований по отрасли.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет по промышленности, строительству, транспорту, связи и развитию предпринимательства областной Думы (Перепечин Н.М.).
5. Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель областной Думы
В.Н.Карев
ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИЯТИЙ ЛЕГКОЙ И ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1999-2000 ГОДЫ
1.1. Состояние легкой и текстильной промышленности области
Программа государственной поддержки предприятий легкой и текстильной промышленности Тамбовской области на 1999-2000 годы разработана во исполнение Постановления Государственной Думы от 31 октября 1997 года N 1866-11ГД "О неотложных правовых и организационных мерах по государственной поддержке легкой и текстильной промышленности как необходимом условии обеспечения безопасности государства" и Закона Тамбовской области от 16.06.98 N 21-З "О государственной поддержке предприятий легкой и текстильной промышленности в Тамбовской области".
Основные положения Программы направлены на создание необходимых экономических и финансовых условий для стабилизации работы предприятий легкой и текстильной промышленности, укрепление экономики предприятий этой отрасли, и на этой основе расширения ассортимента и увеличения объемов производства товаров народного потребления, пользующихся повышенным спросом у населения.
Предприятия легкой и текстильной промышленности области играют особую роль в социально-экономическом развитии области и производят наиболее социально-значимые потребительские товары. Большинство предприятий этой отрасли имеют необходимую производственно-техническую базу для выпуска продукции, удовлетворяющей, в основном, потенциальный спрос населения области и, в первую очередь, малообеспеченной его части.
Легкая и текстильная промышленность в современных экономических условиях переживают глубокий кризис. Анализ экономического положения предприятий этой отрасли показывает, что объемы производства сократились в большей степени, чем в других отраслях экономики, начался технологический распад производства этой отрасли. За последние 8 лет объемы производства в легкой и текстильной промышленности Тамбовской области сократились на 92,2%, а ее удельный вес в общем объеме промышленного производства снизился с 20,3% в 1990 г. до 2,2% за 1998 год.
═════════════════════════┬═══════════════════════┬════════════════════
Наименование │Всего по промышленности│ На предприятиях
показателя │ области │легкой и текстильной
│ │ промышленности
├══════════┬════════════┼══════════┬═════════
│ 1990 г. │ 1998 г. │ 1990 г. │ 1998 г.
═════════════════════════┴══════════┴════════════┴══════════┴═════════
Объем производства
продукции в действующих
ценах (млн.руб.) 3564 5463 725 129
Индекс физического объема
продукции к 1990 году (%) - 46,2 - 7,8
Удельный вес объема
производства легкой и
текстильной
промышленности к общему
объему промышленного
производства области (%) - - 20,3 2,2
В 1997 и 1998 годах убыточными являлись 80% предприятий легкой и текстильной промышленности области, многие из них признаны неплатежеспособными (банкротами). Только за 1998 год у предприятий этой отрасли убытки составили более 13 млн.руб.
Наиболее ощутимо для социальной сферы области и городов области сказалось банкротство и приближение к банкротству самых крупных предприятий легкой и текстильной промышленности: АО "Текстильная фирма "Арженка", АО "Рассказовский трикотаж", АО "Кожевник", АО "Рамеако", АО "Фирма "Цна", АО "Тамбовская обувная фабрика" и другие. Здесь резко увеличилась безработица и прежде всего среди женщин. Среднесписочная численность работающих в этой отрасли в 1990 году составляла 15709 человек, а в 1998 году она снизилась до 7000 человек, из них от 20 до 40 процентов находятся в вынужденных отпусках из-за простоев производства.
Заработная плата работников отрасли в два раза ниже средней по Тамбовской области и ниже прожиточного минимума. На большинстве предприятий имеются длительные задержки ее выплаты. По состоянию на 1.12.98 г. задолженность по заработной плате в этой отрасли достигла 11,2 млн. рублей. Все это приводит к усилению социальной напряженности и особенно в городах Рассказово, Моршанске, Мичуринске, Тамбове.
Кризисные явления в легкой и текстильной промышленности имеют объективную основу. Одной из основных причин глубокого спада производства на отечественных предприятиях легкой и текстильной промышленности является отсутствие государственной поддержки отрасли.
С переходом на рыночные условия предприятия этой отрасли столкнулись не только с общими проблемами, характерными для предприятий других отраслей (снижение платежеспособного спроса населения, неплатежеспособность покупателей, смежников, неготовность к работе в рыночных условиях, кризис неплатежей, недостаток оборотных средств и т.п.), но и больше других пострадали из-за потери поставок среднеазиатского хлопка, шерсти, отделочных материалов, фурнитуры и комплектующих изделий из стран Балтии и СНГ. А мощная интервенция дешевого импортного текстиля, швейных, трикотажных изделий, обуви и других изделий из стран Юго-Восточной Азии, Китая, Турции, Польши и других еще больше отгородила легкую и текстильную промышленность от внутреннего и внешнего рынков и затянула процесс выхода из кризиса.
Насыщение потребительского рынка импортными изделиями по заниженным ценам привело к сокращению спроса на отечественную продукцию и свертыванию ее производства в 1992-1997 годах. Рост курса доллара в 1998 году дает возможность предприятиям легкой и текстильной промышленности увеличивать производство продукции, однако отсутствие оборотных средств на закупку сырьевых ресурсов и оплату труда не позволяет это осуществить.
Для преодоления имеющихся проблем необходима государственная поддержка предприятий этой отрасли, что позволит быстро восстановить производство жизненно важных потребительских изделий, обеспечить занятость населения и в дальнейшем увеличивать поступления налоговых платежей в бюджеты всех уровней. Наилучший эффект от поддержки предприятий легкой и текстильной промышленности будет достигнут при скоординированной работе органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Основными целями государственной поддержки предприятий легкой и текстильной промышленности являются:
создание экономических и финансовых условий для стабилизации работы предприятий этой отрасли;
расширение ассортимента и увеличение объемов производства конкурентоспособных потребительских товаров и переход к устойчивому росту объемов производства в этой отрасли, улучшения качества выпускаемых изделий;
повышение эффективности производства на предприятиях легкой и текстильной промышленности;
осуществление мер по оздоровлению социального положения работников отрасли, обеспечение занятости населения;
налаживание тесных контактов с торгующими организациями разных форм собственности.
Программа представляется и рассматривается в областной Думе одновременно с рассмотрением проекта закона области "Об областном бюджете" и ежегодно уточняется при рассмотрении бюджета области на очередной год.
На предприятия легкой и текстильной промышленности, относящиеся к производственной сфере и не включенные в таблицы, распространяются льготы, предусмотренные программой.
═════════════════════════════════════════┬══════════┬═════════════════
Наименование мероприятия │ Сроки │ Ответственный
│исполнения│ за исполнение
═════════════════════════════════════════┴══════════┴═════════════════
2.1.1. Создание межведомственной комиссии ноябрь администрация
администрации области по государственной 1998 г. области
поддержке предприятий легкой и
текстильной промышленности
2.1.2. Создание координационных групп по I квартал органы местного
осуществлению поддержки предприятий 1999 г. самоуправления
легкой и текстильной промышленности в городов области
городах области (по согласованию)
2.1.3. Принятие решений по поддержке I квартал органы местного
предприятий легкой и текстильной 1999 г. самоуправления
промышленности с учетом предложений городов области
данной программы в городах области (по согласованию)
2.1.4. Обращение в Правительство I квартал администрация
Российской Федерации с предложением о 1999 г. области
снижении железнодорожных тарифов и
таможенных пошлин для закупаемого по
экспорту сырья для предприятий легкой и
текстильной промышленности
2.1.5. Проведение ярмарок-продаж 1999- торгово-промышлен-
выпускаемой продукции предприятиями 2000 гг. ная палата,
легкой и текстильной промышленности администрация
области,
руководители
предприятий (по
согласованию)
2.1.6. Совершенствовать работу по 1999- администрация
улучшению использования мощностей 2000 гг. области,
предприятий легкой и текстильной руководители
промышленности за счет дальнейшего предприятий
развития внутриобластных кооперированных
связей
2.1.7. Содействовать дальнейшему развитию 1999- администрация
малого предпринимательства при 2000 гг. области
производстве продукции легкой и
текстильной промышленности
2.1.8. Способствовать освоению новых 1999- администрация
видов и увеличению производства освоенных 2000 гг. области,
социально-значимых товаров предприятиями руководители
легкой и текстильной промышленности предприятий
══════════════════════════════════════════════════════════════════════
══════┬═════════════════════════┬════════┬═══════════┬════════════════┬══════════════
NN │ Мероприятие │Срок ис-│ │Объем, млн.руб. │ Источник
п/п │ │полнения│Исполнители├════════┬═══════┤финансирования
│ │ │ │1999 г. │2000 г.│
══════┴═════════════════════════┴════════┴═══════════┴════════┴═══════┴══════════════
2.2.1. Обращение в Правительство I квар- админист- 61,5 - Средства
Российской Федерации по тал рация федерального
вопросу предоставления 1999 г. области бюджета
предприятиям легкой и
текстильной
промышленности области
бюджетной ссуды на
льготных условиях (под
1/4 ставки Центрального
Банка России) на закупку
сырьевых ресурсов, в том
числе для предприятий:
- акционерному обществу
"Моршанская мануфактура" 10,0
- акционерному обществу
"Моршанская трикотажная
нить" 10,0
- государственному
предприятию "Моршанская
швейная фабрика" 0,5
- акционерному обществу
"Текстильная фирма
"Арженка" 15,0
- совместному предприятию
"Рассказово-Инвест" 6,0
- акционерному обществу
"Рассказовский трикотаж" 3,0
- акционерному обществу
"Мичуринская фабрика
"Меркурий" 0,5
- акционерному обществу
"Тамбовская ватно-швейная
фабрика" 0,5
- акционерному обществу
"Котовская фабрика
"Искож" 10,0
- акционерному обществу
"Тамбовская фирма "ЦНА" 5,0
- Тамбовское УПП ВОС 1,0
2.2.2. Обращение в Правительство -//- -//- - - -
Российской Федерации о
реструктуризации
задолженности предприятий
путем предоставления им
отсрочки и (или)
рассрочки по уплате
задолженности по налогам
сроком до четырех лет, по
пеням и штрафам - до 10 лет
в соответствии с Законом
области от 16.06.98 N
21-З "О государственной
поддержке предприятий
легкой и текстильной
промышленности"
2.2.3. Внесение предложения в -//- -//- - - -
областную Думу о
реструктуризации
задолженности
предприятий,
образовавшейся по
состоянию на 01.01.98
путем предоставления им
отсрочки и (или)
рассрочки по уплате
задолженности по налогам
сроком до четырех лет, по
пеням и штрафам до десяти
лет согласно Закону
области от 16.06.98 N
21-З в соответствии с
таблицей 2
2.2.4. Принять решения о 1999 г. органы - - -
реструктуризации местного
задолженности самоуп-
предприятий, равления
образовавшейся по городов
состоянию на 01.01.99 области
путем предоставления им (по сог-
отсрочки по уплате ласова-
задолженности по налогам нию)
сроком до четырех лет, по
пеням и штрафам до десяти
лет согласно Закону
области от 16.06.98 N
21-З в соответствии с
таблицей 3
2.2.5. Предприятиям легкой и 1999- предп- - - -
текстильной 2000 гг. риятия
промышленности направить легкой