Действующий

О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА ОБЛАСТНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ОКАЗАНИЮ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В ТАМБОВСКУЮ ОБЛАСТЬ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ


3. Характеристика миграционных потоков


На основании проведенного анализа миграционного потенциала и миграционных потоков в области выявлены следующие проблемы, подлежащие решению в рамках Программы.

Основными факторами, оказавшими влияние на образование неблагоприятной миграционной ситуации в области, являются:

концентрация полномочий в решении миграционных процессов на федеральном уровне. Снижение темпов восполнения населения области, за счет приезда населения из стран СНГ, связано по годам с решениями на федеральном уровне. Существовавшая с 1993 года Федеральная миграционная служба Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2000 года N 740 была преобразована в Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации, которое Указом Президента Российской Федерации от 16 октября 2001 года N 1230 было упразднено. Функции упраздненного Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики были переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД РФ). Затем Указом Президента Российской Федерации от 23 февраля 2002 года N 232 установлено, что МВД РФ, наряду с функциями, возложенными на него законодательством Российской Федерации, выполняет также функции федерального органа исполнительной власти по миграционной службе. Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 образована Федеральная миграционная служба и ей переданы правоприменительные функции, функции по контролю и надзору и функции по оказанию государственных услуг в сфере миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации;

введение в действие Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (с изменениями от 11 ноября 2003 г., 2 ноября 2004 г. и 3 января 2006 г.), согласно которому решения по вопросам гражданства Российской Федерации в общем порядке принимаются Президентом Российской Федерации и осуществляются в срок до одного года со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом. В данной ситуации отсутствие выверенной межрегиональной политики в пределах Российской Федерации и неучастие в нем высшего органа исполнительной власти области привело к тому, что с 1999 года из Тамбовской области убыло около 18 тысяч человек.

Особого внимания требует процесс "скрытой" миграции. На основании исследования результатов деятельности кадровых агентств, оказывающих услуги по трудоустройству в других городах, необходимо добавить к величине явных потерь населения еще 18-20 тысяч человек, осуществляющих свою деятельность за пределами области. Таким образом, общие миграционные потери к 2005 году достигли порядка 35 тысяч человек, что больше, чем население среднего района или одного из малых городов.

Отрицательной стороной миграции, помимо собственно количественной убыли населения, является и качественный состав мигрантов, особенно скрытых, с точки зрения работоспособности - выезжает в другие регионы и осуществляет свою деятельность там преимущественно экономически активная часть населения.

Трудовая миграция, вызываемая региональными различиями в характере и оплате труда, и далее будет вымывать из области наиболее мобильные трудовые ресурсы.

В конкуренции за рабочую силу у Тамбовской области изначально оказываются более слабые позиции по сравнению с Москвой, Московской областью: меньший уровень оплаты труда, меньшие возможности приобрести современные ключевые квалификации, престижную работу.

По планам развития Московской области, до 2015 года в ней будет создано до 300 тысяч новых рабочих мест (без учета самой Москвы). Для заполнения этих рабочих мест потребуются мигранты, прежде всего из соседних регионов.

При сохранении существующих тенденций развития рынка труда Тамбовской области в первую очередь ситуация будет ухудшаться в территориях, имеющих устойчивое транспортное сообщение с быстроразвивающимися территориями, прилегающими к "полюсам роста" Москвы и Московской области.

Обращают на себя внимание еще два аспекта, способных с течением времени привести к нежелательным для области последствиям:

невосполнимые потери районов-доноров процесса миграции - наибольшую убыль от миграции несут сельскохозяйственные районы области. В то время, как миграция из городов региона частично восполняется внутриобластной миграцией населения из районов, потери самих районов ничем не компенсируются;

замещение коренного населения выходцами из стран СНГ и близлежащих государств Средней Азии и Ближнего Востока, имеющих, как правило, более низкий образовательный и имущественный уровень, принадлежащих к другим культурным общностям. Тем более, что по территории Тамбовской области проходят основные железнодорожные и автомагистрали, соединяющие центр и юг России, которые являются каналами поступления нелегальных мигрантов из Средней Азии. Это может внести изменения в однородный, в настоящее время, национальный и культурный портреты области.