Тамбовская область по своим природно-климатическим, экологическим, экономическим, национально-этническим факторам относится к числу регионов, благоприятных для массового расселения и обустройства переселенцев.
Демографическая ситуация в области остается неблагополучной. Превышение смертности над рождаемостью, сложившееся в последние годы, приводит к уменьшению численности населения области на 12-14 тысяч человек ежегодно, что сравнимо с населением целого района области.
Негативные демографические процессы привели к изменению возрастной структуры населения, характеризующейся сокращением численности и доли детей и подростков в общей численности населения. Доля населения старше трудоспособного возраста в общей численности населения составляет 25 процентов (по Российской Федерации - 20 процентов). В начале 2005 года каждый четвертый житель области достиг пенсионного возраста (в целом по России - каждый пятый). Численность лиц пенсионного возраста в области превышает численность детей в 1,6 раза.
Доля экономически активного населения в возрастной группе от 15 до 72 лет составляет 47,8 процента, за последние пять лет снизилась на 30 процентов.
На начало 2005 года численность сельского населения составила 42,5 процента от общей численности населения области (в 2000 году - 42,9 процента). За период 2000-2004 годов население сельской местности уменьшилось на 40,8 тысячи человек.
В области отмечается нехватка квалифицированных кадров (врачи, учителя, механизаторы, зоотехники, агрономы и т.д.). Средняя обеспеченность врачами составляет 61,3 процента, учителями - 79 процентов, специалистами сельского хозяйства с высшим образованием - 60 процентов, массовых профессий (механизаторы широкого профиля) - 70 процентов. Существующий и грядущий дефицит рабочей силы, прежде всего квалифицированных трудовых ресурсов, в условиях конкуренции на рынке труда с близлежащим экономическим мегаполисом (Москва) является сдерживающим фактором для развития экономического потенциала Тамбовской области.
Возможности привлечения трудовых ресурсов из других регионов Российской Федерации на сегодняшний день крайне ограничены в силу аналогичных социально-демографических причин.
Таким образом, приобретает особую актуальность вопрос о привлечении в экономику области иностранной рабочей силы, прежде всего из числа соотечественников, проживающих за рубежом.
В качестве нормативного правового обоснования возможности реализации Программы могут выступать следующие нормативные правовые акты:
Федеральный закон от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (в редакции от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ). В частности, статьей 19.1 устанавливаются следующие полномочия субъектов Российской Федерации в области отношений с соотечественниками: разработка и принятие законов и других нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами; разработка, принятие и реализация программ субъектов Российской Федерации; другие полномочия, определенные федеральными законами;
Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации";
другие нормативные правовые акты Российской Федерации.