Эффективное, ответственное и прозрачное управление общественными финансами является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления отнесено решение значительного круга вопросов в сферах социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, охраны окружающей среды и т.п., в существенной степени определяющих качество жизни граждан, проживающих на соответствующей территории. Масштаб и значимость данных вопросов в стоимостном выражении характеризуются тем фактом, что в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации сконцентрировано более половины их общего объема.
Современное состояние бюджетной системы Тамбовской области оценивается как стабильное, характеризуется проведением ответственной бюджетной политики, исполнением принятых бюджетных обязательств, оптимизацией бюджетных расходов на государственное и муниципальное управление, концентрацией ресурсов на реализацию приоритетных инвестиционных проектов и программ, совершенствованием бюджетного планирования.
Введение института консолидированной группы налогоплательщиков обусловило непростое исполнение консолидированного бюджета области в прошлом году. Но при среднероссийском уровне роста налоговых и неналоговых доходов субъектов Российской Федерации в 103% нам удалось увеличить объем собственных доходов на 12 процентных пунктов.
Тамбовская область смогла войти в большинство федеральных программ. И с учетом всех источников финансирования расходы на 1 жителя за 2013 год превысили 45000 рублей. Это 6 результат в ЦФО.
Бюджет области стал бюджетом развития и главным инструментом дальнейшего социально-экономического развития Тамбовщины.
Согласно данным Министерства регионального развития, по доле капитальных расходов в общем объеме расходов в январе текущего года наша область заняла 2 место в стране.
В Тамбовской области на протяжении последних лет последовательно ведется работа по совершенствованию системы управления общественными финансами, реализуются мероприятия бюджетной реформы.
Начиная с формирования проекта областного бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, введена практика формирования аналитического распределения бюджетных ассигнований по государственным программам Тамбовской области.
По результатам проводимого Министерством финансов Российской Федерации мониторинга, Тамбовская область входит в группу субъектов Российской Федерации с надлежащим качеством организации бюджетного процесса.
Эффективная бюджетная и инвестиционная политика, проводимая администрацией Тамбовской области, способствует росту производства, зарплат, социальной стабильности.
Экономическая политика также включает в себя вывод "неэффективных расходов" бюджета, с целью сокращения бюджетного дефицита и направления их в перспективе на другие цели. В своем Бюджетном послании Владимир Владимирович Путин отметил, что модель постоянного роста бюджетных расходов к настоящему моменту исчерпала свои возможности.
В области осуществляется работа по оптимизации сети областных государственных учреждений. С момента принятия Порядка проведения оценки эффективности деятельности областных государственных учреждений в 2012 году количество учреждений было сокращено на 8 (3,1% от общего количества учреждений), по результатам оценки эффективности деятельности за 2011 год и на 15 (5% от общего количества) - по результатам оценки за 2012 год.
Консолидированный бюджет области за 2013 год исполнен по доходам в сумме 44,0 млрд. рублей (103,3% к 2012 году), в том числе по собственным доходам - в сумме 23,3 млрд. рублей (112,3% к 2012 году).
Решая задачи в сфере управления государственной собственностью, ключевым направлением являлась оптимизация сети подведомственных областным органам государственной власти областных государственных учреждений и инвестирование в социально значимые направления развития области через ТОГУП "Учебно-производственный центр "Комбинат школьного питания" для строительства Токаревской птицефабрики и ТОГУП "Тамбовская управляющая компания" для реализации программы по жилью для детей-сирот и других целей. Были приняты решения об увеличении уставных фондов предприятий с направлением бюджетных средств.
За 2013 год в реестре количество ОГУП осталось на прежнем уровне - 8 единиц, в настоящее время завершается конкурсное производство на ТОГУП "Дорстройсервис". Приватизация ТОГУП "Учебно-производственный центр "Комбинат школьного питания" путем преобразования его в открытое акционерное общество перенесена на более поздние сроки до окончания строительства Токаревской птицефабрики.
Создано 1 открытое акционерное общество: "Токаревская птицефабрика" с участием области в размере 99% уставного капитала.
Выручка от реализации продукции по ОГУП и в хозяйственных обществах с областным участием возросла, увеличились и отчисления от чистой прибыли ОГУП, и сумма дивидендов, перечисленных в областной бюджет хозяйственными обществами с областным участием в 2013 году по итогам работы за 2012 год. В 2014 - 2015 годах прогнозируется ежегодно перечислять в бюджет области не менее 5,000 млн. рублей отчислений от прибыли и не менее 5,000 млн. рублей дивидендов.
В 2013 году проводилась работа, направленная на оптимизацию государственного имущества, через механизмы приватизации.
Плановое бюджетное задание на 2013 год по реализации имущества, находящегося в собственности области (за исключением земельных участков), было утверждено в сумме 913867 тыс. рублей.
Основные мероприятия по реализации Прогнозного плана (программы) приватизации на 2013 год и до выполнения программ приватизации на 2010 - 2012 годы осуществлены. В рамках работы, направленной на продолжение структурных преобразований в экономике Тамбовской области по оптимизации структуры государственной собственности, в Прогнозный план приватизации на 2013 год было включено 72 объекта областной собственности, в том числе: один пакет акций ОАО "Гостиница "Театральная", двадцать шесть объектов недвижимости и сорок пять сооружений газопроводов. Принято двадцать восемь решений об условиях приватизации на 71 объект областной собственности с начальной ценой, утвержденной по рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком на общую сумму 332,6 млн. рублей, что составляет 98,6% от общего количества приватизируемых объектов, продано 3 объекта по рыночной стоимости 1,8 млн. рублей, по остальным продажа продолжится в 2014 году. Использовались способы приватизации: конкурс по продаже 100% пакета акций; выкуп арендного имущества; продажа на аукционе; публичное предложение. Общие поступления в областной бюджет от продажи имущества области за 2013 г. составили 913897,6 тыс. рублей.