В отчетном 2012 году деятельность администрации области строилась в соответствии с ранее принятой Стратегией и среднесрочной программой социально-экономического развития области.
Несмотря на быстро меняющиеся внешние факторы, регион устойчиво развивался и по многим направлениям занимал лидирующие позиции. Так, прирост промышленного производства составил 12,5 процента. Валовый региональный продукт, по оценкам, увеличился на 11,2 процента, что более чем втрое больше аналогичных общероссийских показателей (соответственно 2,6 и 3,4%).
Локомотивом экономического развития стал агропромышленный сектор области. В сельском хозяйстве объемы производства в 2012 году увеличились на 7,9 процента, в то время как в целом по России произошло снижение на 4,7 процента.
Объемы выпуска продукции перерабатывающей промышленности за год выросли почти на четверть (122,8%) (такого никогда не было). А в целом прирост производства по Госпрограмме АПК составил 17,5 процента.
Стала расти и отдача от ранее построенных животноводческих и птицеводческих комплексов. Производство мяса в целом по области только за один год увеличилось почти вдвое (на 189%). Хорошие перспективы и на этот год.
Продукции сельского хозяйства и продовольствия в прошлом году произведено на 112 млрд. рублей, или на 17 млрд. рублей больше, чем в предыдущем году. И это несмотря на то, что 2012 год сложился не самым удачным для растениеводства. Меньше было собрано зерновых, сахарной свеклы, подсолнечника. Но даже в таких условиях агропромышленный комплекс работал более устойчиво, чем прежде, за счет роста инвестиций в животноводство и переработку, которые сделали его динамично развивающимся.
Следующим по значимости для экономики области является строительный комплекс. Объем работ в этой отрасли вырос на 13,5 процента и составил 24,2 млрд. рублей. Введено 635,7 тысячи кв.м жилья, из них более 70 процентов - индивидуального. Количество выданных ипотечных кредитов за год увеличилось более чем в полтора раза и превысило 4 млрд. рублей. В расчете на душу населения введено почти 0,6 кв.м жилья, что значительно выше среднероссийского аналогичного показателя. Для сравнения в Белгородской области, которая является непререкаемым лидером в жилищном строительстве среди регионов страны, было введено 0,8 кв.м. К этому результату белгородцы шли более десяти лет.
По программам дорожных работ в 2012 году освоено почти 7 млрд. рублей. Из них 3,1 млрд. рублей было привлечено на модернизацию магистральных дорог. Объем направленных на строительство дорог средств увеличился по сравнению с предшествующим годом в 3 раза. В связи с таким инвестиционным ростом для более профессиональной организации работ было принято решение о разделении Управления транспорта и автомобильных дорог области на две самостоятельные структуры.
В результате усилился контроль за качеством подготовки проектно-сметной документации и проведением самих строительных работ. Был организован межсезонный ремонт проезжей части дорог.
Показатели, достигнутые в других сферах деятельности, также неплохие. Они приведены в таблице*.
________________
* Таблица не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
В прошлом году в области было создано около двух тысяч новых рабочих мест. Численность официально зарегистрированных безработных граждан снизилась и находилась в пределах одного процента от экономически активного населения. Что считается оптимальным с точки зрения экономической целесообразности.
Средняя зарплата по области составила 16900 рублей. Ее рост - 18 процентов. А реальный рост, за минусом инфляции, - 12,5 процента.
Более чем на треть увеличилась и прибыль предприятий, превысив 8 млрд. рублей. Все это положительно сказалось на состоянии региональных финансов. Доходная часть консолидированного бюджета области увеличилась на 4,1 млрд. рублей и превысила 42,6 млрд. рублей. По уровню бюджетных доходов Тамбовщина заняла 7 место в ЦФО, опередив некоторые соседние регионы. Для сравнения: бюджетная обеспеченность экономически более мощной Липецкой области составила 38,1 тысячи рублей на одного жителя, а Тамбовской - 39,6 тысячи рублей.
Наша область активно участвовала на принципах долевого софинансирования в 55 федеральных программах. За счет чего было привлечено 15 млрд. рублей.
Все взятые на себя областным бюджетом обязательства выполнены.
Эти результаты получены прежде всего благодаря тому, что в Законе "О стратегии социально-экономического развития Тамбовской области до 2020 года" в свое время был правильно определен механизм его реализации - инвестиционное развитие. При этом акцент был сделан на качество роста и на строительство новых конкурентоспособных производств. Эти подходы позволили обеспечить рост инвестиций в основные фонды в 2012 году на 16,2 процента. По стране он был втрое меньше (6,6%). В целом объем капитальных вложений в экономику превысил 82,5 млрд. рублей. Напомню, что их сумма в 1999 году составляла несоизмеримую величину - менее 2 млрд.руб.
Сегодня в инвестиционном механизме активно задействованы средства областного бюджета. Только в прошлом году Тамбовская область на цели развития, по программам, вложила около 18 млрд. рублей своих средств. В результате на каждый рубль бюджета на эти цели было привлечено 4,7 рубля федеральных государственных средств, а за счет всех источников, включая средства инвесторов, - 9,3 рубля.
По отношению к ВРП объем инвестиций в последние годы достиг 37 - 40 процентов. Это вдвое выше данного показателя по России и превышает необходимый уровень соотношения инвестиций к ВРП - 25%, определенный как задание Указом Президента РФ к 2015 году. Такое соотношение свидетельствует о том, что более 40 процентов прироста ВРП по нашей области стало осуществляться за счет вновь введенных мощностей.
Важным стимулирующим фактором для инвесторов является нормативная база. В прошлом году были приняты решения по оптимизации регионального инвестиционного законодательства, направленные на защиту прав инвесторов и поддержку их деятельности. Более эффективно стали работать Межведомственный совет по инвестиционной политике и рабочая группа по государственно-частному партнерству.
Эти меры реализуются в соответствии с Программой улучшения инвестиционного климата Тамбовской области на 2011 - 2014 годы. Кроме того, в 2012 году были утверждены Инвестиционный меморандум, принята Инвестиционная декларация региона, которые устанавливают принципы взаимодействия органов власти субъекта Российской Федерации с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности.
По итогам ежегодного Рейтинга инвестиционной привлекательности регионов, проводимым рейтинговым агентством "Эксперт РА", Тамбовская область в 2012 году вошла в тройку регионов-лидеров в номинации "Высокая эффективность государственного управления" и заняла 6 место по "Минимальному риску инвестирования" среди регионов России.
Но жизнь не стоит на месте. В соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства РФ на период до 2018 года, утвержденными в январе текущего года, совокупность сложившихся вызовов требует формирования новой модели развития страны. В качестве ее основной цели принято повышение конкурентоспособности отечественной экономики на основе интенсивного роста производительности труда, повышения инвестиционной и деловой активности, резкого усиления инновационной составляющей экономического развития.
Задачи по стабилизации экономики по итогам первого квартала текущего года на этой неделе были рассмотрены Президентом РФ. Им даны соответствующие поручения с учетом развития негативных процессов в мировой и российской экономиках.
Важным фактором в реализации всех этих поставленных задач является долгосрочная стабилизация условий для устойчивого экономического роста. Поэтому одной из приоритетных задач в 2013 году следует считать завершение работы по внедрению федерального Стандарта деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. Акцент должен быть смещен в сторону активного вовлечения в инвестиционный процесс муниципалитетов, особенно отдаленных и приграничных территорий области.
В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ 12 декабря 2012 года было подчеркнуто, что "нужна своего рода инвестиционная карта, необходимо дать инвесторам ясный сигнал, на каких территориях выгоднее, разумнее работать, создавать те или иные производства и на какую поддержку государства бизнес может и вправе рассчитывать в ближайшее время".
В текущем году в рамках бюджетного процесса нам предстоит кроме существующих программ разработать и реализовать 21 новую государственную программу, которые должны стать основными ориентирами в достижении целевых параметров. Для оценки эффективности реализации этих программ должна быть введена обновленная система показателей и созданы условия для общественного контроля. Необходимо также дополнительно отмобилизовать в областной инвестиционный фонд как минимум 2 млрд. рублей собственных доходов. И кроме того, провести оптимизацию кадастровой стоимости земель поселений области.