Малый и средний бизнес - уникальные инструменты развития конкуренции между различными субъектами хозяйствования, способные активизировать их реагирование на изменение потребительского спроса, ускорение процесса внедрения современных наукоемких технологий, формирование рыночной инфраструктуры, решение проблемы занятости населения и предотвращение безработицы.
Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из главных приоритетов государственной политики, направленной на создание эффективной конкурентной экономики, модернизацию и технологическое обновление производственной сферы, обеспечивающей повышение благосостояния населения на основе динамичного и устойчивого экономического роста.
Факторы, определяющие особую роль малого и среднего предпринимательства в условиях рыночной системы хозяйствования:
развитие малого и среднего предпринимательства является одним из важнейших факторов в формировании конкурентной среды в экономике области, ускоряет ее модернизацию и технологическое обновление;
развитие малого и среднего предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя среднего класса, самостоятельно обеспечивающего собственное благосостояние и достойный уровень жизни и являющегося главной стабилизирующей силой гражданского общества;
наличие у малого и среднего предпринимательства большого потенциала для создания новых рабочих мест способствует снижению уровня безработицы и социальной напряженности в обществе.
По состоянию на 1 января 2011 г. в Тамбовской области функционировало 8495 малых и средних предприятий, а также 27942 индивидуальных предпринимателя, что на 17,4 процента и 4,9 процента соответственно больше, чем в 2009 году. Общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства составило 36437, что на 7,6 процент выше уровня 2009 года.
Численность работников малых и средних предприятий по состоянию на 1 января 2011 г. составила 79,2 тыс. человек, что на 2 процента выше уровня 2009 года.
Оборот малых и средних предприятий в 2010 году увеличился по сравнению с 2009 годом на 5,3 процента и составил 89,2 млрд. рублей.
Доля оборота малых и средних предприятий в обороте предприятий и организаций области составила 38 процентов.
Оборот розничной торговли на 73,8 процента формировался субъектами малого предпринимательства.
Доля субъектов малого предпринимательства в объеме платных услуг населению области составила 42,2 процента.
Несмотря на положительную динамику развития малого и среднего предпринимательства, темп роста оборота малых и средних предприятий снизился со 114,5 процента в 2009 году до 105,3 процента в 2010 году, нельзя признать достаточным и темп роста среднесписочной численности работников малых и средних предприятий.
По-прежнему большинство субъектов малого и среднего предпринимательства не располагают достаточными средствами для обеспечения выполнения обязательств перед кредитными организациями. Не получили достаточного развития лизинговые отношения. Значительная часть субъектов малого и среднего предпринимательства не располагают собственными помещениями для ведения предпринимательской деятельности.
Имеет место негативное отношение к предпринимательской деятельности у части общества. Консультационная, учебно-методологическая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства также не получила достаточного развития.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что многие проблемы, мешающие развитию малого и среднего предпринимательства, а следовательно и развитию конкуренции, сохраняют свою остроту.
Для обеспечения благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике области необходимо продолжить реализацию мероприятий по финансовой, имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, пропаганде и популяризации предпринимательской деятельности, предусмотренных программами развития малого и среднего предпринимательства в Тамбовской области на 2009 - 2011 годы и на 2012 - 2014 годы.