Негативные изменения в экономике области, вызванные системным кризисом, отрицательно сказались и на уровне индикаторов, отражающих интенсивность развития конкуренции в экономике. Но, несмотря на это, в целом в области прослеживаются структурные признаки развития конкуренции.
Так, по состоянию на 1 января 2011 г. в Тамбовской области функционировало 8495 малых и средних предприятий, а также 27942 индивидуальных предпринимателя, что на 17,4 процента и 4,9 процента соответственно больше, чем в 2009 году. Общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства составило 36437, что на 7,6 процента выше уровня 2009 года.
Рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства свидетельствует о расширении конкурентных отношений и возможностях развития конкурентной среды.
Направления развития конкуренции включают такие меры, как: сокращение административно-правовых барьеров входа на рынок, предотвращение сговора хозяйствующих субъектов и органов власти, создание условий благоприятной среды для реализации деятельности хозяйствующих субъектов в Тамбовской области, совершенствование экономической политики конкуренции в области в разных отраслях и рынках.
Организация и развитие конкуренции в области основываются на соблюдении ее базисных принципов: многообразие организационных форм хозяйствующих субъектов, равенство принципов ведения предпринимательской деятельности.
Разработка комплекса нормативных правовых актов, направленных на развитие благоприятной среды для развития конкуренции, включает укрепление инвестиционной привлекательности, формирование благоприятного инвестиционного климата, снижение инвестиционных рисков, формирование положительного инвестиционного имиджа региона, проведение региональной инвестиционной политики, что позволит создать условия, привлекательные для инвесторов в разных областях экономики региона.
Хозяйствующим субъектам, осуществляющим реализацию социально и экономически значимых инвестиционных проектов по приоритетным направлениям экономики области, оказывается государственная поддержка с использованием механизма государственно-частного партнерства в виде государственных гарантий Тамбовской области для обеспечения исполнения обязательств по привлекаемым кредитам, субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по привлекаемым кредитам, льгот по налогу на имущество организаций, обеспечения подведения инженерных сетей на условиях софинансирования за счет средств инвесторов и газо- и энергосбытовых организаций.
Рассмотрение и одобрение инвестиционных проектов, планируемых к реализации по приоритетным направлениям развития экономики и социальной сферы, осуществляется межведомственным советом по инвестиционной политике при администрации области. Разработан порядок оценки эффективности реализуемых и планируемых к реализации инвестиционных проектов. Основными критериями отбора являются экономический, бюджетный и социальный эффекты реализуемых или планируемых к реализации инвестиционных проектов.
Наиболее высокий уровень инвестиционного потенциала Тамбовской области - в инфраструктурной, потребительской и инновационной сферах. Наиболее низкий - в туристической и институциональной сферах. Низкие значения инвестиционного потенциала связаны с малым количеством хозяйствующих субъектов Тамбовской области, вкладывающих капитал в развитие данной сферы, то есть отсутствием конкуренции.
Большую роль приобрело рациональное и эффективное использование имущества области в качестве новых финансовых механизмов, обеспечивающих гарантии возврата кредитов и приток инвестиций в реальный сектор экономики. На временно не востребованных производственных площадках согласованы зоны застройки для развития принципиально новых для области производств, реализация инвестиционных проектов предприятий, потенциально являющихся "точками роста" реального сектора экономики области.
Постепенно в целях развития конкуренции в области осуществляется сокращение государственного участия в хозяйственной деятельности экономических субъектов, в связи с чем проводится политика оптимизации состава и структуры государственной и муниципальной собственности. При этом в собственности государства сохраняется только то имущество на территории области, которое необходимо для осуществления его государственных функций.
Одним из приоритетных направлений развития конкуренции является проводимая органами власти в области политика совершенствования системы государственных и муниципальных закупок путем проведения открытых аукционов в электронной форме, получившая развитие с внедрением в 2009 г. автоматизированной электронной системы "Электронная торговая площадка".
Это способствует формированию эффективной, максимально доступной, прозрачной системы размещения государственных и муниципальных заказов, расширяет возможности поиска информации о государственных и муниципальных закупках юридическими и физическими лицами - потенциальными участниками размещения заказов, создает равные конкурентные условия доступа к получению государственных и муниципальных заказов всем субъектам хозяйственной деятельности, включая представителей малого и среднего предпринимательства.
Переход области на электронную систему "Электронная торговая площадка" повышает гласность и открытость движения денежных средств и тем самым уменьшает коррупционную составляющую, позволяет свести к минимуму вероятность сговора участников торгов за счет обеспечения их анонимности электронными средствами защиты информации, а также снизить издержки, связанные с документооборотом бумажных носителей, транспортными расходами, временными сроками размещения заказа; достигается экономия бюджетных средств от 10 до 15%.
Вместе с тем для повышения уровня конкуренции при размещении государственных и муниципальных заказов возникает необходимость постоянной модернизации существующего программного обеспечения.
Необходимым условием развития конкуренции в области является реализация политики ограничения и ликвидации коррупции. В целях организации взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти постановлением администрации области утвержден план мероприятий по противодействию коррупции в рамках областной целевой программы "Противодействие коррупции в исполнительных органах государственной власти Тамбовской области на 2008 - 2010 годы". В соответствии с программой предложены меры по экономическому подавлению коррупции, включающие: преодоление завышенной регламентации экономической деятельности, предоставляющей широкие возможности по реализации коррупционных интересов государственным служащим; сокращение наличных расчетов между юридическими лицами как основы прозрачности их финансовой деятельности; совершенствование системы налогообложения, неэффективность которой стимулирует поиск коррупционных путей уклонения от уплаты налогов; значительное сокращение доли теневой составляющей экономики как основы преодоления частной инициативы коррупционеров.
В 2008 году в г. Тамбове создан и успешно работает первый многофункциональный центр предоставления услуг населению. Многофункциональный центр предоставляет услуги по определению гражданско-правового статуса, регулированию предпринимательской деятельности, земельно-имущественных отношений, социальной защите и поддержке граждан. Информация обо всех видах предоставляемых услуг размещена на сайте Центра в сети Интернет. Деятельность Центра позволила сократить временной промежуток от момента обращения и получения результата, а также издержки на ведение бумажного документооборота.
Важным направлением в развитии конкуренции является предотвращение создания барьеров в развитии предпринимательской деятельности и создание условий, ограничивающих развитие коррупции, чему способствует регламентация государственных функций и услуг. Принятие административных регламентов позволяет оптимизировать исполнение государственных функций и оказание государственных услуг, сделать административные процедуры прозрачными и понятными для граждан и юридических лиц.
В области реализуется долгосрочная целевая программа "Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы", в рамках которой предполагается дальнейшее развитие и совершенствование работы сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и юридическим лицам.
В сети многофункциональных центров предоставляются услуги по определению гражданско-правового статуса, регулированию предпринимательской деятельности, земельно-имущественных отношений, социальной защите и поддержке граждан. Эта деятельность позволяет сократить временной промежуток от момента обращения до получения результата.
Важным направлением в развитии конкуренции является предотвращение создания барьеров в развитии предпринимательской деятельности и создание условий ограничивающих развитие коррупции, совершенствование разрешительной и контрольно-надзорной деятельности, чему способствует регламентация государственных функций и услуг. Принятие административных регламентов позволяет оптимизировать исполнение государственных функций и оказание государственных услуг, сделать административные процедуры прозрачными и понятными для граждан и юридических лиц.
Поскольку одним из условий развития конкуренции в области является информационная открытость деятельности органов власти и участников рынка, в Тамбовской области продолжается работа по созданию и развитию телекоммуникационно-информационной системы. Свободный доступ к электронной и печатной информации о деятельности экономических субъектов способствует оперативному взаимодействию организаций и населения с органами государственной власти и местного самоуправления.
На сайте администрации области отражены все принятые и готовящиеся нормативно-правовые документы.
Все представители органов государственной власти обеспечены современной электронной и вычислительной техникой, обеспечен высокий уровень информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры. Большинство подразделений осуществили переход ведомственного документооборота в электронный вид и разместили информацию о своей деятельности на собственных Интернет-сайтах. Но следует отметить, что внедрение современных информационных технологий не позволило гражданам в полной мере получать государственные услуги и по-прежнему необходимо непосредственное посещение соответствующих ведомств.
Следует отметить, что несмотря на то, что администрацией области проводится постоянная работа по поддержке конкурентной среды в области, существуют проблемы, препятствующие ее развитию, это: утрата традиционных рынков производителей региона; отсутствие развитой кооперации между организациями области; недостаточная развитость инфраструктуры по привлечению инвестиций; ориентация предприятий области на внутренний рынок и слабая деятельность на внешних рынках; высокая степень износа основных фондов; высокий уровень барьеров входа на рынок: многочисленность контрольных и надзорных мероприятий, осложняющих деятельность хозяйствующих субъектов рынка и создающих возможность вмешательства в их деятельность; ограниченный доступ к информации об участии в конкурсах на выполнение государственного заказа; лоббирование интересов отдельных хозяйствующих субъектов во власти; высокие проценты получения кредитных ресурсов и короткие сроки их предоставления.
Устранение существующих проблем в развитии конкуренции в области требует комплексного подхода, который включает эффективное взаимодействие органов государственной и муниципальной власти, хозяйствующих субъектов регионального рынка, представителей научного сообщества и всего населения области.