Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2013 ГОДЫ" (с изменениями на: 19.07.2013)


      Развитие первичной медико-санитарной помощи


По состоянию на 1 января 2010 г. первичную медико-санитарную помощь в амбулаторно-поликлинических условиях жители Тамбовской области получают в 5 самостоятельных поликлиниках, в 47 поликлиниках при больничных учреждениях, в 5 стоматологических поликлиниках, в 9 диспансерах, в 3 самостоятельных врачебных амбулаториях, в 46 офисах врачей общей практики (в составе центральных районных больниц) и 515 фельдшерско-акушерских пунктах.

Доля самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждений в структуре ЛПУ области составляет 16,4%, что меньше, чем в целом по РФ. Это объясняется тем, что в городах Тамбовской области в период реализации проекта "новый хозяйственный механизм" начался процесс укрупнения лечебных учреждений, который продолжается и до настоящего времени. Создание на основе объединения нескольких ранее самостоятельных поликлиник одного юридического лица не снижает территориальную доступность амбулаторной первичной медико-санитарной помощи для населения, не приводит к уменьшению численности врачей и медицинских сестер, но позволяет улучшить управляемость служб, снизить административные расходы, повысить эффективность использования кадровых и материальных ресурсов, облегчить информатизацию поликлиники.

Общая мощность амбулаторно-поликлинического звена за последние 5 лет увеличилась на 4,5% и в 2009 году составила 234,8 посещения в смену на 10 тысяч населения (2005 г. - 224,5), что сопоставимо со средними данными по РФ (228,8).

С 2008 года наметилась положительная динамика увеличения объемов амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной по Программе государственных гарантий. Так, в 2009 году зарегистрировано 8,9 млн. посещений, что соответствует 8,2 посещения на 1 жителя (2005 г. - 8,03 посещения на 1 жителя), их них к врачам общей практики - 259,0 тыс. посещений (2005 г. - 123,0 тыс.), 13,8% посещений являлись профилактическими (2005 г. - 9,4%).

Функция врачебной должности участкового терапевта в 2009 году составила 4996,0 посещений, врачей общей практики - 3915,3 (2005 г. - 3593,5). Коэффициент совместительства врачей амбулаторно-поликлинического звена составляет 1,18, в том числе в участковой службе - 1,1. Численность врачей амбулаторных учреждений ниже расчетной потребности в 1,57 раза.

 Показатель        

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

 1            

 2   

 3   

 4   

 5   

 6   

 7   

Мощность амбулаторно-

поликлинического звена   

 25701

 25522

 25431

 25444

 25316

 25559

Число посещений в смену

на 10 тысяч населения    

 224,5

 225,7

 227,6

 230,0

 230,79

 234,8

Количество амбулаторно-

поликлинических

посещений, в том числе   

9198224

9150196

8894764

8779416

8732202

8942752

с профилактической целью

1788703

 19,4%

1974266

 21,5%

2047792

 23,0%

1981878

 22,5%

1998205

 22,8%

2273351

 25,4%

Число посещений на 1

жителя в год             

 8,03

 8,09

 7,96

 7,94

 8,01

 8,2


Недостаточная укомплектованность врачебными кадрами не позволяет достичь федеральных показателей по амбулаторно-поликлинической медицинской помощи.

За 5 лет реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" количество работников участковой службы увеличилось на 13%. На 1 января 2011 г. укомплектованность лечебно-профилактических учреждений участковыми врачами в целом по области составляет 72,9%, в том числе участковыми врачами-терапевтами 73,8%, участковыми врачами-педиатрами 79,8%, участковыми медицинскими сестрами 87,6%. Притоку кадров способствуют и дополнительные выплаты. За время реализации Проекта средний уровень оплаты труда медицинских работников участковой службы увеличился по сравнению с 2006 годом в 2 - 3 раза.

За 2 г. реализации Программы пройдут интернатуру 12 врачей-терапевтов, 9 врачей-педиатров, что позволит улучшить укомплектованность участковой службы: с 77,4% в 2010 году до 84,8% в 2013 году по участковым врачам-терапевтам, с 89,7% до 98,9% - по участковым врачам-педиатрам.

С 2004 г. в области осуществляется подготовка врачей общей практики. По состоянию на 1 января 2010 г. прошли обучение 70 специалистов. Организована работа 46 офисов врачей общей практики, из них 41 офис - в сельской местности и 5 в городах. За счет средств областного бюджета приобретено оборудование в соответствии с табелем оснащения врачей общей практики. Как показал анализ работы врачей общей практики по обслуживанию сельского населения, сократилась обращаемость населения с хирургической, неврологической, отоларингологической патологией в центральных районных больницах, увеличился охват медицинским наблюдением беременных женщин и детей.

Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития России от 24.12.2010 N 1183 "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению при заболеваниях терапевтического профиля" на врачей общей практики (далее - ВОП) возлагаются функции по диагностике заболеваний и оказанию медицинской помощи, больным на основе действующих стандартов медицинской помощи, диспансеризации и вакцинации населения, санитарно-гигиеническому просвещению среди прикрепленного населения, мониторированию и анализу основных медико-статистических показателей и др. Таким образом, ВОП оказывает комплексную помощь каждому отдельному пациенту и при необходимости организует другой медицинский персонал для оказания медицинской помощи.

Организация общеврачебных практик актуальна не только для сельского здравоохранения. Открытие их в отдаленных кварталах города приближает оказание отдельных видов специализированной медицинской помощи к населению, перераспределяет объемы работы в территориальных поликлиниках, снижает нагрузку на "узких" специалистов, освобождая их от рутинной работы. Переход к организации первичной медико-санитарной помощи по принципу врача общей практики ведет к значительному улучшению качества и увеличению доступности медицинской помощи.

С целью улучшения доступности и удовлетворенности населения амбулаторно-поликлинической помощью в 2011 - 2013 годах планируется открытие новых офисов врачей общей практики, для этого пройдут обучение 11 врачей-интернов по специальности "общая врачебная практика (семейная медицина)" и 19 врачей-терапевтов и врачей-педиатров будет направлено на профессиональную переподготовку в рамках Программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Тамбовской области на 2011 год.

(в ред. Постановления администрации Тамбовской области от 19.03.2013 N 255)

Для повышения доступности и качества предоставляемой амбулаторной медицинской помощи на территории области сформирована трехуровневая система в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи.

Третий уровень представлен городскими поликлиниками, оказывающими первичную медико-санитарную помощь, включая участковую терапевтическую службу, врачей - специалистов, кабинет (отделение) профилактики. В составе поликлиники имеются: смотровой кабинет, флюорография, рентгенография, электрография, школы здоровья, лабораторная диагностика. Состав "узких" специалистов определен в соответствии со структурой заболеваемости и численности населения, прикрепленного к данному ЛПУ. В учреждениях третьего уровня продолжают развиваться стационарозамещающие технологии, в 2012 году будут созданы пункты неотложной помощи.

Второй уровень представлен межмуниципальными центрами (поликлинические подразделения МУЗ "Мичуринская городская больница им. С.С.Брюхоненко", МУЗ "Моршанская ЦРБ", МУЗ "Кирсановская ЦРБ", МУЗ "Рассказовская ЦРБ", МУЗ "Центральная районная больница" г. Уварово, МЛПУ "Городская поликлиника N 5" г. Тамбова, МЛПУ "Детская городская поликлиника им. В.Коваля" г. Тамбова), оказывающими квалифицированную специализированную амбулаторную медицинскую помощь по наиболее востребованным специализированным профилям в соответствии с порядками оказания специализированной медицинской помощи, и Центрами здоровья. В межмуниципальных центрах продолжат развиваться стационарозамещающие формы (дневные стационары) по специализированным профилям, представлен широкий спектр диагностических процедур, специальные рентгенологические исследования, включая компьютерную томографию.

Первый уровень - это консультативно-диагностическая специализированная помощь, которая организована в поликлинических подразделениях областных лечебных учреждений. Порядок направления на консультативный прием (в том числе диагностические обследования) регламентирован приказами управления здравоохранения области. Одновременно с оказанием консультативно-диагностической помощи данные учреждения несут организационно-методическую функцию.

Реализация данной модели амбулаторной службы позволяет осуществлять этапность оказания помощи, соблюдать принципы территориальности и профилактической направленности, а также позволяет компенсировать неравномерность развития амбулаторной медицинской помощи. Рациональное распределение медицинских ресурсов и медицинских кадров позволяет на третьем уровне значительно активизировать профилактическую работу и деятельность Центров здоровья.

Кроме того, в полном объеме используется дорогостоящее оборудование, компенсируется дефицит врачей - специалистов по требуемым профилям и, как следствие, снижаются сроки ожидания на диагностические исследования и на прием к врачам.

Доступность медицинской помощи жителям старших возрастных групп обеспечивается через проведение углубленного диспансерного обследования инвалидов, ветеранов, супругов погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны. В течение 2010 г. осмотрено 20288 ветеранов Великой Отечественной войны, из них 37,5% в амбулаторно - поликлинических учреждениях, 56% ветеранов Великой Отечественной войны маломобильны и осмотрены на дому, 6,5% - в стационаре.

По результатам углубленного диспансерного наблюдения у ветеранов Великой Отечественной войны зарегистрировано около 87 тыс. заболеваний, из которых 5 тысяч (6,5%) впервые. В структуре заболеваемости 45,5% занимают заболевания системы кровообращения, 17,9% болезни глаза, 15,6% болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани. При обследовании ветеранов Великой Отечественной войны у 15 выявлены онкологические заболевания.

Планируется дальнейшее увеличение числа посещений, в том числе за счет:

улучшения работы участковой службы с учетом ведения Паспорта врачебного участка, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 22.11.2004 N 255 "О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг";

роста профилактических осмотров всех видов (периодических, предварительных, осмотров декретированных групп населения и дополнительной диспансеризации);

роста патронажных посещений;