Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2013 ГОДЫ" (с изменениями на: 19.07.2013)


Организация первичной медико-санитарной помощи на селе


Актуальность проблемы развития сельского здравоохранения для Тамбовской области обусловлена рядом административно-территориальных и медико-демографических особенностей региона.

Прежде всего - это высокий удельный вес жителей села в общей численности населения, который составляет 42%, что почти в полтора раза выше, чем в среднем по России (27%). Более 70% муниципальных образований области имеет низкую плотность населения от 10 до 20 тысяч человек.

Еще одной важной особенностью области является ежегодное увеличение "малых сел" с населением до 200 человек. Эти обстоятельства во многом определили сеть здравоохранения области, в которой значительную долю занимают небольшие по мощности сельские медицинские учреждения. По состоянию на 1 января 2011 г. в области функционирует 500 фельдшерско-акушерских пунктов, численность их ежегодно уменьшается пропорционально сокращению численности сельского населения. Отдельные сельские поселения, насчитывающие от 50 до 200 человек, отдалены от районных центров на 40 - 60 километров, не имеют дорог с твердым покрытием и регулярного транспортного сообщения, что значительно затрудняет организацию доступной медицинской помощи жителям села, приводит к ежегодному расширению зоны обслуживания - свыше 12 км - все большего числа фельдшерско-акушерских пунктов. В населенных пунктах с числом жителей менее 100, не имеющих фельдшерско-акушерских пунктов, будут выбраны дворовые хозяйства, на которые будут возложены функции по оказанию первой помощи. Дворовые хозяйства будут оснащены перевязочными, иммобилизационными материалами, телефонной связью с лечебно-профилактическими учреждениями в зоне ответственности.

Укомплектованность фельдшерско-акушерских пунктов медицинскими работниками составляет 98%. В настоящее время более 96% фельдшерско-акушерских пунктов требуют проведения ремонтных работ и дооснащения медицинским оборудованием. В отдельно стоящих зданиях расположены 50% фельдшерско-акушерских пунктов, из которых 70% нуждаются в капитальном ремонте (180 ФАПов). Другая половина фельдшерско-акушерских пунктов размещается в зданиях школ и сельсоветов. Увеличение числа фельдшерско-акушерских пунктов в соответствии с федеральными нормативами не предусматривается в связи с расширением сети общих врачебных практик.

В большинстве муниципальных районов участковые терапевты ведут прием в поликлинических отделениях центральных районных больниц, что значительно затрудняет доступность медицинской помощи на селе. Организуемые систематические выезды врачей-терапевтов в отдаленные населенные пункты лишь частично решают проблему доступности медицинской помощи. Штаты скорой медицинской помощи укомплектованы в основном фельдшерами. Высока текучесть кадров, связанная с условиями труда и быта, ограниченными перспективами карьерного роста.

Выход из кадрового кризиса на селе возможен только при условии развития общих врачебных кадров. В 2011 - 2013 гг. на переобучение по специальности "общеврачебная (семейная) медицина" будет направлено 19 участковых терапевтов и педиатров, а также 11 врачей-интернов.

(в ред. Постановления администрации Тамбовской области от 19.03.2013 N 255)

По состоянию на 1 января 2011 г. в сельской местности работает 20 центральных районных больниц (8 в сельских поселениях и 12 в поселках городского типа), 6 участковых больниц, 1 врачебная амбулатория, имеющих статус юридического лица. Большая часть сельских лечебно-профилактических учреждений представляют собой медицинские учреждения малой мощности с небольшим количеством специалистов, ограничивающим возможность оказания значительной части консультативной специализированной амбулаторно-поликлинической помощи.

 Показатель          

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.  

2009 г.  

Всего учреждений             

 77

 61

 30

 30

 23

из них больничных            

 62

 49

 22

 22

 20

в них коек                   

 2152

 2074

 1338

 1321

 1207

Число ЦРБ                    

 23

 23

 23

 23

 23

в них коек                   

 3598

 3947

 3661

 3610

 3380

из них ЦРБ, расположенные в

сельской местности           

 8

 8

 8

 8

 8

в них коек                   

 924

 1144

 1069

 1057

 978

Обеспеченность койками       

 44,9

 43,9

 28,7

 28,6

РФ - 42,9

 26,2

РФ - 40,9

Средняя занятость койки      

 337

 325

 306

 306

 РФ - 329

 306

 РФ - 314

Средняя длительность

пребывания                   

 14,8

 14,9

 11,3

 11,3

РФ - 14,3

 11,0

РФ - 13,2

Уровень госпитализации       

 25,7

 24,8

 23,8

 23,6

РФ - 24,6

 24,4

РФ - 24,5

Учреждения, оказывающие

амбулаторную помощь          

 78

 62

 31

 31

 23

из них самостоятельные       

 15

 12

 8

 8

 3

Число врачей                 

 441

 423

 361

 358

 347

Обеспеченность на 10 тыс.

населения                    

 9,2

 8,9

 7,7

 7,8

РФ - 12,1

 7,5

РФ - 12,4

Число сред. мед. работников  

 2261

 2203

 1727

 1721

 1682

Обеспеченность на 10 тыс.

населения                    

 47,2

 46,6

 37,0

 37,3

РФ - 54,5

 36,5

РФ - 54,9

Число ФАПов                  

 560

 549

 525

 518

 515

число средних мед. работников

 593

 571

 560

 562

 535

Число посещений на 1 человека

в год                        

 3,0

 2,7

 2,4

 2,4

 2,4


Показатели обеспеченности сельского населения врачами в 1,5 раза ниже среднероссийских показателей.

Уровень госпитализации соответствует среднему показателю по России, но среднегодовая занятость койки и длительность пребывания на ней ниже нормативной.

Новой прогрессивной формой работы первичного звена является развитие медицинской помощи, оказываемой средним медицинским персоналом, особенно в сельских амбулаториях и поликлиниках центральных районных больниц:

медицинскими сестрами участковой сети и фельдшерско-акушерских пунктов проводятся подворные обходы с целью изучения состояния здоровья прикрепленного населения, выявления инфекционных заболеваний, визуальных форм злокачественных новообразований, контроля за своевременным посещением врача лиц диспансерной группы, осуществления санитарно-просветительной деятельности, оказания неотложной доврачебной помощи. В 2010 году подворными обходами охвачено 356 тыс. человек (кратность посещений - 1,2). Во время проведения подворных обходов оказана неотложная доврачебная медицинская помощь 98 тыс. пациентам. Практически всем гражданам даны рекомендации по образу жизни и питанию;

в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.12.2010 N 1224 на медицинских работников фельдшерско-акушерских пунктов возложена ответственность за диспансерное наблюдение и контроль за приемом лекарственных средств больными туберкулезом, выписанными из стационара на контролируемое амбулаторное лечение, с целью предотвращения перерыва в лечении и формировании множественной лекарственной устойчивости;

во втором полугодии 2010 года управлением здравоохранения области проведена большая подготовительная работа по организации реализации лекарственных средств на фельдшерско-акушерских пунктах, подготовлен и утвержден постановлением администрации Тамбовской области перечень лекарственных средств и фельдшерско-акушерских пунктов, на которых будут реализовываться данные лекарственные средства. Все медицинские работники фельдшерско-акушерских пунктов прошли обучение на базе государственного областного учреждения среднего профессионального образования "Тамбовский базовый медицинский колледж". С 1 февраля 2011 г. по мере получения лицензии фельдшерско-акушерские пункты области приступили к реализации лекарственных средств сельскому населению.

С 1 января 2011 г. все фельдшерско-акушерские пункты области включены в реализацию территориальной программы обязательного медицинского страхования. Финансирование осуществляется по подушевому принципу с учетом выполнения показателей качества оказания медицинской помощи.

С целью повышения доступности специализированной медицинской помощи сельскому населению управлением здравоохранения области ежегодно утверждается график выездов консультативных бригад врачей-специалистов областных лечебных учреждений - ГУЗ "Тамбовская областная клиническая больница", ГУЗ "Тамбовская областная детская больница", ГУЗ "Тамбовский областной онкологический диспансер". Информация о графиках консультативных приемов доводится до сведения населения муниципальных образований через средства массовой информации. Состав бригады врачей-специалистов формируется на основании заявок лечебных учреждений, которые предварительно проводят отбор и необходимое обследование пациентов, нуждающихся в консультации областных специалистов. Ежегодно областными специалистами осуществляется около 800 выездов, осматривается более 18 тысяч человек, из которых 12 - 14% взрослых пациентов направляются на лечение в областные учреждения здравоохранения. По результатам осмотров детей нуждается в лечении на базе ГУЗ "Тамбовская областная детская больница" в среднем 27%, из них 39% детей - в хирургическом лечении. Все больные своевременно получают специализированную стационарную помощь.

Реализация приоритетного национального проекта "Здоровье" позволила улучшить потенциал сельских поликлиник, служб родовспоможения, скорой медицинской помощи, создать основу для развития кадрового потенциала. С учетом современных социально-экономических условий села, уровня жизни и состояния здоровья сельского населения области основными задачами по повышению эффективности функционирования сельского здравоохранения в рамках Программы являются:

повышение структурной эффективности сельского здравоохранения путем последовательного развития сети общеврачебных практик (к 2013 году планируется открыть 30 новых офисов врача общей практики);

проведение капитального ремонта 40 фельдшерско-акушерских пунктов, 19 офисов ВОП, что улучшит доступность и качество медицинской помощи сельскому населению;

создание оперативной системы мониторинга и эвакуации тяжелых больных из сельских районов;

дальнейшее развитие мобильной областной консультативной мультидисциплинарной службы;

развитие телемедицинских систем связи с межрайонными центрами и областными лечебными учреждениями;

организация оказания неотложной медицинской помощи на дому медицинским персоналом врачебных амбулаторий и врачами общей практики;

стандартизация диагностических методик во всех медицинских учреждениях области, в том числе и в сельских лечебно-профилактических учреждениях, исключающих повторное проведение распространенных диагностических исследований в специализированных учреждениях области для повторного обследования;

дальнейшее развитие межрайонных подразделений по основным специальностям: неврология, кардиология, онкология, хирургия, родовспоможение, урология, травматология и др., а также долечивания и реабилитации;