Итоги развития Тамбовской области за последние годы убедительно доказывают, что реализация мер целенаправленной экономической политики позволила достигнуть социально-экономической стабильности и заложить основу для дальнейшего развития региона в целях обеспечения высокого уровня и качества жизни населения.
Международное рейтинговое агентство "Fitch" подтвердило долгосрочный рейтинг Тамбовской области как "стабильный", а ведущее российское агентство "Эксперт РА" отвело ей 10 место в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов Российской Федерации - за низкий уровень инвестиционных рисков.
Объем собственных доходов области за последние шесть лет вырос в два раза. 70 процентов расходов областного бюджета реализуется программно-целевым методом.
На 1 рубль средств консолидированного бюджета в 2011 году было привлечено 6,5 рубля из других источников.
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области номинальные денежные доходы на душу населения области за последние годы увеличились в 1,33 раза с 11252, 25 рубля в 2008 году до 14945,62 рубля в 2011 году.
Уровень зарегистрированной безработицы достиг показателя 1,2 процента экономически активного населения (в 2008 году - 1,4%) (в РФ - 1,7%).
Утвержденная в области концепция демографической политики до 2025 года и план мероприятий на 2011 - 2015 гг. постепенно начали давать результаты, хотя демографическая обстановка продолжает оставаться сложной.
Несмотря на цикличность изменения показателей рождаемости, в течение последних пяти лет она выросла на 13,4 процента. Увеличилось число многодетных семей. Смертность за этот же период снизилась на 12,3 процента. Снизилась доля лиц, умерших в работоспособном возрасте. Младенческая смертность за последние 10 лет уменьшилась в 3,7 раза и стала одной из самых низких в Российской Федерации (4,1 случая на 1000 родившихся). И все же ситуация кардинально не изменилась - смертность значительно превышает рождаемость. Естественная убыль населения в 2011 г. составила 7,1 тыс. человек. В структуре причин смертности населения третий по счету процент смертности дают несчастные случаи, травмы и отравления - 8,4 процента (2010 - 8,7%).
Численность населения Тамбовской области по состоянию на 01.01.2011 составила - 1090,1 тысячи человек, на начало 2010 г. - 1088,4 тысячи человек.
Численность детского населения Тамбовской области в возрасте 0 - 17 лет составила в 2011 году 177293 ребенка (в 2010 г. - 179243, в 2009 г. - 181186).
Органами ЗАГС в 2011 г. зарегистрировано 8,5 тысячи браков и 4,6 тысячи разводов. По сравнению с 2010 г. количество зарегистрированных браков увеличилось на 3,3 процента, разводов стало меньше на 0,1 процента.
Одним из приоритетных направлений региональной социальной политики в сфере защиты детства является обеспечение права каждого ребенка жить и воспитываться в семье.
Однако, несмотря на принимаемые меры, такая социальная проблема, как социальное сиротство остается актуальной. Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается высоким. Ежегодно выявляется более 500 детей данной категории. Большинство из них являются социальными сиротами. Поэтому для решения данной проблемы в качестве стратегической была определена задача организации работы по профилактике социального сиротства.
Всего по итогам 2011 г. в области насчитывается 4686 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что составляет 2,72 процента от общего числа детей, проживающих в регионе, в 2010 г. - 4725 человек (2,72%), 2009 г. - 4862 человека (2,76%).
В области разработана и внедрена в 11 муниципальных образованиях стратегия единой системы профилактики социального сиротства, которая включает в себя две основные составляющие: создание комплексной системы реабилитации детей и семей, находящихся в социально опасном положении, с целью сохранения ребенка в кровной семье; развитие системы семейного жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Разработана и принята нормативная правовая база, позволяющая комплексно, в рамках межведомственного взаимодействия решать вопросы в сфере охраны прав детства.
Создано организационно-правовое поле межинституционального взаимодействия (координационные советы на областном и муниципальных уровнях).
Создана определенная инфраструктура для предоставления услуг семьям и детям.
Программно-целевой подход позволил ввести новый комплекс услуг семьям с детьми и внедрить инновационные технологии в сфере защиты детства.
Анализ мониторинга основных показателей, характеризующих ситуацию с сиротством, показывает, что наметились положительные тенденции. Снизилось количество выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; увеличилась доля детей, переданных на семейные формы воспитания; увеличилось количество возвращенных детей в кровные семьи; сократилось количество детей, возвращенных из замещающих семей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; сократилось количество детей, родители которых лишены родительских прав.
Вместе с тем принципиальных изменений в динамике числа детей, ежегодно остающихся без попечения своих биологических родителей, и числа фактов лишения родительских прав еще не произошло.
Неоднородность обеспечения населения области услугами учреждений по обслуживанию семей и детей свидетельствует о том, что города и сельские территории имеют неоднородную инфраструктуру, посредством которой предоставляются услуги в сфере защиты прав детей, поддержки семьи, материнства и детства различного объема и качества. Такая ситуация порождает неравенство в доступности услуг семей с детьми и не позволяет достичь значительных положительных результатов в сфере профилактики сиротства.
Кроме того, создание единой системы профилактики социального сиротства сдерживается рядом проблем, основными из которых являются:
недостаточно эффективна координация деятельности органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, некоммерческих и общественных организаций, учреждений и предприятий с целью защиты прав детей и интересов детей. С учетом ведомственно-отраслевого характера отношений участников необходима дополнительная координационная работа для обеспечения эффективности реализации кластерного проекта;
не сформировано единое научно-методическое пространство по разработке и апробации новых технологий и видов услуг семьям и детям;
отсутствует единая автоматизированная система сбора и обработки базы данных по учету предоставляемых услуг семьям с детьми и обмену информацией;
не развит конкурсный механизм предоставления услуг семьям с детьми;
практически отсутствуют социально ориентированные некоммерческие организации, специализирующиеся на предоставлении услуг детям, семьям с детьми;