ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 сентября 2012 года N 1064
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО КЛАСТЕРА "РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
В целях реализации Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года, повышения уровня и качества жизни детей и семей с детьми и внедрения новых организационно-управленческих механизмов в сфере социальной защиты детства администрация области постановляет:
1. Утвердить Концепцию создания социального кластера "Региональная инновационная система защиты детства Тамбовской области" (далее - Концепция) согласно приложению.
2. Возложить общую координацию работы по организации разработки и внедрения социального кластера "Региональная инновационная система защиты детства Тамбовской области" (далее - социальный кластер) на Координационный совет по профилактике социального сиротства и предотвращению жестокого обращения с детьми.
3. Управлению образования и науки области (Астафьева), управлению социального развития области (Гордеева), управлению здравоохранения области (Лапочкина), управлению труда и занятости населения области (Филимонов), управлению пресс-службы и информации администрации области (Шуняев), управлению по физической культуре, спорту и туризму области (Белоусов), управлению культуры и архивного дела области (Голубев), отделу записи актов гражданского состояния области (Горохова) в срок до 01.11.2012 разработать план мероприятий по внедрению Концепции и представить его на рассмотрение Координационного совета по профилактике социального сиротства и предотвращению жестокого обращения с детьми.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления обеспечить условия для внедрения социального кластера в муниципальных образованиях области.
5. Настоящее постановление опубликовать в газете "Тамбовская жизнь".
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области Н.Д.Горденкова.
Глава администрации области
О.И.Бетин
КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО КЛАСТЕРА "РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Развитие территориальных кластеров в России является одним из условий повышения конкурентоспособности отечественной экономики и интенсификации механизмов частно-государственного партнерства.
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации предусматривается создание сети территориальных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров в европейской и азиатской части России.
Стратегической целью кластерного развития в России является повышение уровня и качества жизни населения, улучшение качества человеческого потенциала, что, в свою очередь, становится источником инновационного развития экономики, обеспечивающего рост конкурентоспособности предприятия, региона, страны в целом. В то же время это способствует увеличению инвестиций не только в производство, но и в человеческий капитал. Данная взаимосвязь подчеркивает необходимость использования кластерного подхода, во-первых, для решения социальных задач, во-вторых, для перевода экономического развития на инновационные рельсы.
Основной целью реализации кластерной политики является обеспечение высоких темпов экономического роста и диверсификации экономики за счет повышения конкурентоспособности предприятий, поставщиков специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, образующих территориально-производственные кластеры.
Реализация кластерной политики способствует росту конкурентоспособности за счет реализации потенциала эффективного взаимодействия участников кластера, связанного с их географически близким расположением, включая расширение доступа к инновациям, технологиям, специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, а также снижения трансакционных издержек, обеспечивающих формирование предпосылок для реализации совместных кооперационных проектов и продуктивной конкуренции.
Согласно Стратегии социально-экономического развития на период до 2020 года (Закон Тамбовской области от 29 апреля 2009 года N 512-З) Тамбовская область выбрала инновационный путь развития на основе формирования кластеров. Данным документом сформулированы стратегические приоритеты развития Тамбовской области, среди которых: повышение конкурентоспособности экономики Тамбовской области; развитие человеческих ресурсов; обеспечение роста благосостояния и качества жизни населения.
Использование методологии кластерного подхода актуально и в социальной сфере, там, где требуется решить сложные социальные проблемы, вовлекающие в деятельность по их решению множество участников различной ведомственной принадлежности, различной подчиненности, работающих на разных уровнях власти.
Концепция создания социального кластера "Региональная инновационная система защиты детства Тамбовской области" (далее - Концепция) базируется на правовых актах, принятых органами государственной власти и местного самоуправления и направленных на эффективное управление и обеспечение государственной политики Тамбовской области в сфере защиты прав детей, поддержки семьи, материнства и детства.
Концепция должна реализовываться путем осуществления мероприятий, направленных на формирование в территориях развития (в том числе в "пилотных" территориях) новых форм взаимодействия между всеми субъектами кластера.
Финансирование мероприятий Концепции должно быть обеспечено в рамках реализации региональных ведомственных целевых программ по поддержке малого и среднего предпринимательства, транспорта, жилищного строительства, развития агропромышленного комплекса, программ содействия развитию инновационной инфраструктуры и научно-технологической базы, программ по развитию и модернизации социальных отраслей, а также с привлечением финансовых средств предприятий - участников кластера и других финансовых институтов развития.
Социальный кластер "Региональная инновационная система защиты детства Тамбовской области" (далее - социальный кластер) - это региональная многоуровневая, многокомпонентная внутренне дифференцированная открытая динамичная система, интегрирующая учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм собственности с целью формирования благоприятной социальной среды и предоставления населению Тамбовской области инновационных профилактических услуг, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации в семье и предупреждение социального сиротства.
Итоги развития Тамбовской области за последние годы убедительно доказывают, что реализация мер целенаправленной экономической политики позволила достигнуть социально-экономической стабильности и заложить основу для дальнейшего развития региона в целях обеспечения высокого уровня и качества жизни населения.
Международное рейтинговое агентство "Fitch" подтвердило долгосрочный рейтинг Тамбовской области как "стабильный", а ведущее российское агентство "Эксперт РА" отвело ей 10 место в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов Российской Федерации - за низкий уровень инвестиционных рисков.
Объем собственных доходов области за последние шесть лет вырос в два раза. 70 процентов расходов областного бюджета реализуется программно-целевым методом.
На 1 рубль средств консолидированного бюджета в 2011 году было привлечено 6,5 рубля из других источников.
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области номинальные денежные доходы на душу населения области за последние годы увеличились в 1,33 раза с 11252, 25 рубля в 2008 году до 14945,62 рубля в 2011 году.
Уровень зарегистрированной безработицы достиг показателя 1,2 процента экономически активного населения (в 2008 году - 1,4%) (в РФ - 1,7%).
Утвержденная в области концепция демографической политики до 2025 года и план мероприятий на 2011 - 2015 гг. постепенно начали давать результаты, хотя демографическая обстановка продолжает оставаться сложной.
Несмотря на цикличность изменения показателей рождаемости, в течение последних пяти лет она выросла на 13,4 процента. Увеличилось число многодетных семей. Смертность за этот же период снизилась на 12,3 процента. Снизилась доля лиц, умерших в работоспособном возрасте. Младенческая смертность за последние 10 лет уменьшилась в 3,7 раза и стала одной из самых низких в Российской Федерации (4,1 случая на 1000 родившихся). И все же ситуация кардинально не изменилась - смертность значительно превышает рождаемость. Естественная убыль населения в 2011 г. составила 7,1 тыс. человек. В структуре причин смертности населения третий по счету процент смертности дают несчастные случаи, травмы и отравления - 8,4 процента (2010 - 8,7%).
Численность населения Тамбовской области по состоянию на 01.01.2011 составила - 1090,1 тысячи человек, на начало 2010 г. - 1088,4 тысячи человек.
Численность детского населения Тамбовской области в возрасте 0 - 17 лет составила в 2011 году 177293 ребенка (в 2010 г. - 179243, в 2009 г. - 181186).
Органами ЗАГС в 2011 г. зарегистрировано 8,5 тысячи браков и 4,6 тысячи разводов. По сравнению с 2010 г. количество зарегистрированных браков увеличилось на 3,3 процента, разводов стало меньше на 0,1 процента.
Одним из приоритетных направлений региональной социальной политики в сфере защиты детства является обеспечение права каждого ребенка жить и воспитываться в семье.
Однако, несмотря на принимаемые меры, такая социальная проблема, как социальное сиротство остается актуальной. Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается высоким. Ежегодно выявляется более 500 детей данной категории. Большинство из них являются социальными сиротами. Поэтому для решения данной проблемы в качестве стратегической была определена задача организации работы по профилактике социального сиротства.
Всего по итогам 2011 г. в области насчитывается 4686 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что составляет 2,72 процента от общего числа детей, проживающих в регионе, в 2010 г. - 4725 человек (2,72%), 2009 г. - 4862 человека (2,76%).
В области разработана и внедрена в 11 муниципальных образованиях стратегия единой системы профилактики социального сиротства, которая включает в себя две основные составляющие: создание комплексной системы реабилитации детей и семей, находящихся в социально опасном положении, с целью сохранения ребенка в кровной семье; развитие системы семейного жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Разработана и принята нормативная правовая база, позволяющая комплексно, в рамках межведомственного взаимодействия решать вопросы в сфере охраны прав детства.
Создано организационно-правовое поле межинституционального взаимодействия (координационные советы на областном и муниципальных уровнях).
Создана определенная инфраструктура для предоставления услуг семьям и детям.
Программно-целевой подход позволил ввести новый комплекс услуг семьям с детьми и внедрить инновационные технологии в сфере защиты детства.
Анализ мониторинга основных показателей, характеризующих ситуацию с сиротством, показывает, что наметились положительные тенденции. Снизилось количество выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; увеличилась доля детей, переданных на семейные формы воспитания; увеличилось количество возвращенных детей в кровные семьи; сократилось количество детей, возвращенных из замещающих семей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; сократилось количество детей, родители которых лишены родительских прав.
Вместе с тем принципиальных изменений в динамике числа детей, ежегодно остающихся без попечения своих биологических родителей, и числа фактов лишения родительских прав еще не произошло.
Неоднородность обеспечения населения области услугами учреждений по обслуживанию семей и детей свидетельствует о том, что города и сельские территории имеют неоднородную инфраструктуру, посредством которой предоставляются услуги в сфере защиты прав детей, поддержки семьи, материнства и детства различного объема и качества. Такая ситуация порождает неравенство в доступности услуг семей с детьми и не позволяет достичь значительных положительных результатов в сфере профилактики сиротства.
Кроме того, создание единой системы профилактики социального сиротства сдерживается рядом проблем, основными из которых являются:
недостаточно эффективна координация деятельности органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, некоммерческих и общественных организаций, учреждений и предприятий с целью защиты прав детей и интересов детей. С учетом ведомственно-отраслевого характера отношений участников необходима дополнительная координационная работа для обеспечения эффективности реализации кластерного проекта;
не сформировано единое научно-методическое пространство по разработке и апробации новых технологий и видов услуг семьям и детям;
отсутствует единая автоматизированная система сбора и обработки базы данных по учету предоставляемых услуг семьям с детьми и обмену информацией;
не развит конкурсный механизм предоставления услуг семьям с детьми;
практически отсутствуют социально ориентированные некоммерческие организации, специализирующиеся на предоставлении услуг детям, семьям с детьми;
медленно реформируются детские учреждения интернатного типа в учреждения нового типа;
требует доработки система дополнительной профессиональной подготовки для специалистов разной ведомственной принадлежности учреждений, работающих в сфере защиты детей и оказывающих профилактические и реабилитационные услуги детям и семьям с детьми.
Необходимы новая идеология, новая платформа, новые партнеры, инновационные формы взаимодействий. Нужна инновационная региональная система защиты детства, спроектированная как единое экономическое, социальное и образовательное пространство.
Такой формой организации работы, объединяющей в единую систему государственные органы, учреждения и некоммерческие организации, предоставляющие услуги семьям и детям, научные организации, частные компании, является социальный кластер.
К числу характерных признаков возможности создания социального кластера можно отнести:
в области сформирована и реализуется политика развития кластеров - кластеры по переработке сахарной свеклы и производству сахара, зерновой, по производству альтернативного топлива, по производству и переработке плодов и овощей, кластер строительных материалов, химический, образовательный кластеры;
наличие в области конкурентных преимуществ для развития кластера, к которым могут быть, в том числе, отнесены: выгодное географическое положение, наличие специализированных кадровых ресурсов, наличие учебных заведений и исследовательских организаций, наличие необходимой инфраструктуры и другие факторы;
географическая концентрация и близость расположения учреждений, предприятий и организаций социального кластера, обеспечивающая возможности для активного взаимодействия;
широкий набор участников, достаточный для возникновения позитивных эффектов кластерного взаимодействия;
наличие механизмов взаимодействия между участниками кластеров, включая, в том числе, партнерство предприятий с образовательными и исследовательскими организациями, практику межведомственной координации деятельности по решению самых различных вопросов.
Таким образом, в Тамбовской области имеются все предпосылки для разработки и внедрения социального кластера "Региональная инновационная система защиты детства".
Развитию социального инновационного кластера в Тамбовской области будет способствовать, с одной стороны, накопленный потенциал социальных проектов по внедрению инновационных технологий и видов услуг детям и семьям с детьми, сформированная нормативная правовая база и достаточная степень развития инновационной инфраструктуры.
Миссия социального кластера может быть сформулирована как "Тамбовская область - территория без сирот".
Инновационная форма организации работы с семьей и детьми позволит выявить "слабое звено" в действующей системе обслуживания семей с детьми и найти новые точки роста, которые придадут дополнительный импульс в развитии собственного потенциала семей Тамбовской области.
Необходимо определить (реорганизовать действующее) специализированное учреждение, которое будет являться центром кластерного развития для системы защиты детства. Деятельность учреждения должна обеспечить формирование модели социального кластера, его поэтапное внедрение на территории Тамбовской области, организацию новых форм взаимодействия между участниками социального кластера, разработку, апробацию и внедрение новых технологий и услуг для семей с детьми, организацию обучения специалистов разной ведомственной принадлежности, мониторинг результатов реализации кластерного проекта.
При апробации модели социального кластера на конкретных территориях (в муниципальном образовании) области необходимо будет учитывать их особенности развития и корректировать модель.
Стратегическая цель: повышение уровня и качества жизни детей и семей с детьми.
Ключевая цель: обеспечение защиты прав и законных интересов детей групп риска.