3.4.1. Повышение уровня платежей населения за жилищно-коммунальные услуги при увеличении объема социальной поддержки наименее обеспеченных слоев населения (Мероприятие D1).
Анализ исходного состояния.
Исходное состояние - второй уровень (законодательное утверждение методики предоставления субвенций муниципальным образованиям на выполнение государственных полномочий по предоставлению населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг исходя из 100% уровня платежей граждан).
В последние годы одной из основных задач реформирования жилищно-коммунального хозяйства являлось сокращение прямой бюджетной поддержки отрасли с одновременным обеспечением мер социальной защиты малоимущих граждан. Начиная с 2005 года, межбюджетные отношения с органами местного самоуправления формируются с учетом 100-процентного возмещения гражданами экономически обоснованной стоимости жилищно-коммунальных услуг. Бюджетные средства, предусмотренные на субсидирование отрасли, полностью переориентированы на предоставление адресной целевой помощи гражданам. Постановлением администрации области от 1 октября 2004 года N 813 "Об областных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год" установлен областной стандарт уровня платежей граждан за жилье и предоставляемые услуги в целом по всем видам этих услуг в размере 100%.
Мониторинг и анализ фактического уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги в разрезе муниципальных образований, проводимый на основе утвержденной статистической отчетности 22-ЖКХ, показал, что предельный уровень платежей граждан в среднем по области сложился в 2005 году в размере 97,5%.
Предельный уровень платежей граждан менее 100 процентов утвержден органами местного самоуправления городов Тамбова (94,3%) и Кирсанова (94,1%).
В 2005 году в условиях роста стоимости тарифов на электроэнергию, тепло и другие услуги уровень тарифов для населения длительное время в областном центре - городе Тамбове искусственно занижался. Нагрузка на городской бюджет постоянно росла и в итоге в 2005 году достигла критических значений. Город оказался на грани системных отключений. Напряжение в расчетах между поставщиками сохраняется и в настоящее время. Начиная с 1 апреля 2006 года, в областном центре предельный уровень платежей граждан установлен в размере 100% на все услуги, кроме тарифа на услуги по содержанию и ремонту жилья, составляющего 90% от экономически обоснованных затрат.
С 1 января 2006 года в городе Кирсанове предельный уровень платежей граждан на все услуги установлен в размере 100%.
В настоящее время социальная поддержка населения осуществляется путем предоставления льгот и субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. В целях совершенствования системы мер социальной защиты и повышения эффективности адресной социальной поддержки населения при предоставлении гражданам указанных субсидий в области принято решение о передаче функций предоставления гражданам субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг в органы социальной защиты населения.
Следующим шагом в реформировании системы государственной социальной поддержки граждан стал переход к перечислению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на персонифицированные счета граждан. Переход на новую систему предоставления гражданам субсидий освободил предприятия отрасли жилищно-коммунального хозяйства от необходимости выполнять несвойственные им функции - оказывать социальную поддержку малоимущим гражданам. В течение 2005 года кредиторская задолженность бюджета перед предприятиями - поставщиками жилищно-коммунальных услуг была сокращена на 61,8 млн. рублей и составила на 1 января 2006 года 1,8 млн. рублей.
В Тамбовской области создано областное государственное предприятие "Тамбовтеплоэнергоресурс", которое оказывает предприятиям расчетно-кассовые услуги, доставляет потребителям платежные документы, принимает платежи, ведет персонифицированный учет потребленных услуг и их оплату в режиме реального времени. При этом все денежные средства от платежей за услуги расщепляются по видам платежей в соответствии с единой квитанцией и направляются поставщикам услуг в день поступления от потребителей.
Однако предоставление социальной поддержки гражданам путем перечисления субсидий на социальные счета граждан является для бюджета достаточно затратным, в связи с тем, что значительный объем бюджетных средств уходит на оплату услуг по доставке субсидий и обслуживанию банковских счетов.
В основе ряда проблем, связанных с финансированием отрасли, лежат вопросы тарифной политики. Следствием роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги является увеличение суммы предоставляемых населению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Концепция изменений.
Политика администрации Тамбовской области на предстоящие годы будет направлена на:
реорганизацию системы управления жилищно-коммунальным хозяйством;
реконструкцию и модернизацию основных фондов предприятий жилищно-коммунального хозяйства;
демонополизацию сферы предоставления жилищно-коммунальных услуг;
формирование методической и нормативной базы для эффективного тарифного регулирования коммунальных предприятий;
создание условий для установления органами местного самоуправления ставок и тарифов оплаты жилищно-коммунальных услуг населением на уровне полного возмещения расходов предприятий;
создание условий для привлечения частного бизнеса к управлению и инвестированию в жилищно-коммунальном хозяйстве;
переход органов государственной власти и органов местного самоуправления на договорную форму взаимоотношений по управлению имуществом в коммунальном секторе;
проведение мероприятий по энергосбережению - применению новых энергосберегающих технологий, материалов, оборудования и механизмов, стимулирование внедрения приборов учета водо-, энергоресурсов.
Цель проводимых реформ заключается в качественном улучшении деятельности по управлению жилищным фондом, повышении качества предоставляемых услуг населению и повышении реального уровня оплаты населением жилищно-коммунальных услуг.
Планируемые мероприятия и их результаты.
Планируемое состояние по результатам первого этапа - второй уровень (законодательное утверждение методики предоставления субвенций муниципальным образованиям на выполнение государственных полномочий по предоставлению населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг исходя из 100% уровня платежей граждан).
Планируемое состояние по результатам второго этапа - четвертый уровень (публикация в СМИ и сети Интернет установленного фактического уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги по каждому муниципальному образованию).
На первом этапе предполагается провести оценку сложившихся бюджетных расходов на финансирование жилищно-коммунального хозяйства из консолидированного бюджета Тамбовской области, с разбивкой на областной бюджет и местные бюджеты за два последних отчетных года. Поскольку с 2006 года в Тамбовской области осуществлен переход к перечислению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на персонифицированные счета граждан, необходимо провести также и оценку расходов бюджета на эти цели в новых условиях. Следует разработать и принять нормативный акт, регулирующий формат публикации в печатных СМИ и сети Интернет сведений об установленном фактическом уровне платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги по каждому муниципальному образованию.