Поставленные цели и задачи реформы потребуют значительных усилий и многолетней напряженной работы всех органов государственной власти и органов местного самоуправления области. Комплексный подход к реализации программы реформирования позволит не только создать благоприятные условия для социально-экономического развития области и обеспечить переход к бюджетному планированию, ориентированному на результат, но и повысить эффективность деятельности всех уровней власти.
Исходя из заявленных целей, уже сегодня можно прогнозировать ожидаемые результаты в разрезе основных направлений реформирования и определить качественный эффект, который должен быть получен в период с 2006 по 2008 годы. Однако следует отметить, что основной эффект от реализации программы реформирования и проводимых преобразований скажется не в 2007 году, а в последующие годы.
По направлению "реформа бюджетного процесса и управления расходами" будет проведена оптимизация и реструктуризация сети бюджетных учреждений и государственных унитарных предприятий, утвержден порядок планирования временных кассовых разрывов, проведения независимой экспертизы проектов законов в финансово-бюджетной сфере и сфере налогообложения.
Ожидаемый эффект: снижение издержек бюджета, связанных с обслуживанием возникающих временных кассовых разрывов, повышение качества разрабатываемых законопроектов в сфере бюджетной и налоговой политики за счет проведения обязательной публичной независимой экспертизы указанных законопроектов.
По направлению "бюджетирование, ориентированное на результат (БОР)" будет разработан и утвержден перечень бюджетных услуг, стандарты качества предоставляемых бюджетных услуг, осуществлен переход к ведомственным целевым программам по ряду пилотных направлений, утверждены порядок разработки, реализации и мониторинга реализации региональных целевых программ, утверждены основные требования к работе бюджетных учреждений, введена практика среднесрочного финансового планирования.
Ожидаемый эффект: оптимизация перечня основных социальных услуг и повышение качества предоставляемых бюджетных услуг за счет внедрения стандартов качества предоставления бюджетных услуг, повышение эффективности использования средств областного бюджета за счет введения практики оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг при формировании расходов на очередной финансовый год, а также за счет применения практики реализации ведомственных целевых программ и их оценки на основании индикаторов оценки результативности планируемых результатов.
По направлению, связанному с административной реформой, планируются проведение конкурсных процедур при замещении вакантных должностей, обязательное прохождение аттестации государственными гражданскими служащими области один раз в три года с привлечением в состав аттестационной комиссии независимых специалистов-экспертов, публикация в средствах массовой информации и сети Интернет наименования вакантных должностей, квалификационных требований к их замещению, условий проведения конкурса и его результатов. Проведение мероприятий по повышению квалификации государственных гражданских служащих области в соответствии с законодательством, размещение в сети Интернет (на сайте администрации Тамбовской области) перечня направлений профессиональной переподготовки и тематики курсов повышения квалификации государственных гражданских служащих области на очередной календарный год.
Ожидаемый эффект: включение в кадровый резерв и назначение специалистов на вакантные должности государственной гражданской службы области на конкурсной основе в соответствии с федеральным и областным законодательством, организация прохождения государственными гражданскими служащими области курсов повышения квалификации не реже чем один раз в три года.
По направлению "реформирование государственного сектора экономики" будет продолжена работа по повышению уровня платежей населения за жилищно-коммунальные услуги при увеличении объема социальной поддержки населения.
Ожидаемый эффект: повышение фактического уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги и доведение его до 100%.
По направлению "совершенствование системы инвестиций" будут утверждены система критериев, удовлетворение которых является основанием для досрочного прекращения реализации или переработки инвестиционных проектов, и порядок включения в бюджет расходов на осуществление новых инвестиционных проектов с учетом эксплуатационных расходов будущих периодов.
Ожидаемый эффект: оптимизация инвестиционной политики за счет применения практики расчета социальной эффективности реализуемых или принимаемых к реализации инвестиционных проектов, а также эксплуатационных расходов будущих периодов.
По направлению, связанному с созданием условий для развития доходной базы, будут утверждены:
порядок проведения мониторинга дебиторской задолженности, рассроченных и отсроченных платежей;
порядок оценки бюджетной и социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот;
порядок мониторинга деятельности предприятий в сфере малого предпринимательства;
порядок оценки рыночной стоимости объектов, находящихся в региональной собственности, независимыми организациями;
система критериев для сохранения государственных унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат Тамбовской области, на основе оценки бюджетной и социальной эффективности.
Ожидаемый эффект: обеспечение социально-экономического роста за счет оптимизации поддержки малого предпринимательства в области и оптимизации сети государственных унитарных предприятий, а также сокращение расходов областного бюджета за счет снижения дебиторской задолженности, сумм рассроченных и отсроченных платежей, налоговых льгот.
По направлению "совершенствование долговой политики" будет осуществлена формализация процедур предоставления государственных гарантий и управления долгом области.
Ожидаемый эффект: сокращение долговой нагрузки на бюджет области и создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в экономику области, включая сокращение объема краткосрочной задолженности.
По направлению "совершенствование межбюджетных отношений" будет обеспечено:
уточнение действующего законодательства Тамбовской области, регулирующего вопросы межбюджетных отношений;
утверждение методики распределения средств фонда софинансирования расходов, в рамках которой производится перераспределение средств между территориями с учетом региональных стандартов;
утверждение формализованной методики расчета распределения бюджетных кредитов на кассовый разрыв;
утверждение порядка применения результатов мониторинга оценки качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований при предоставлении финансовой помощи.
Ожидаемый эффект: обеспечение реализации предметов ведения органов местного самоуправления и социальных гарантий за счет стабильности и предсказуемости законодательства, закрепившего доходы местных бюджетов на постоянной основе, и введение эффективных процедур формирования и распределения фондов межбюджетного регулирования, проведение реформ в финансово-бюджетной сфере муниципальных образований, включая широкое применение методики по расчету и предоставлению бюджетных кредитов на покрытие временных кассовых разрывов и исключение наличия просроченной задолженности по представленным бюджетным кредитам.
Комплексный подход к реализации программы реформирования за счет создания благоприятных условий для социально-экономического развития области, переходу к бюджетному планированию, ориентированному на результат, и повышению эффективности деятельности всех уровней власти обеспечит необходимый базис для существенного изменения в социально-экономическом развитии области. Это связано, прежде всего, с тем, что задачи модернизации системы управления финансами, решаемые в рамках программы реформирования, оказывают влияние не только на финансово-бюджетную сферу, но и на всю экономику области в целом. Повышая эффективность деятельности всех уровней власти, программа реформирования создает предпосылки для устойчивого развития области в ближайшие годы.