Действующий

О ПРОГРАММЕ "РЕФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006 - 2008 ГОДЫ"


3.7. Совершенствование долговой политики (G)


3.7.1. Внедрение формализованных процедур управления государственным долгом субъекта Российской Федерации, принятия долговых обязательств, их рефинансирования (Мероприятие G1).

Анализ исходного состояния.

Исходное состояние - первый уровень (оценка действующих долговых обязательств, в том числе с группировкой по видам заимствований, срокам их погашения, за последние три отчетных года).

Работа по управлению государственным долгом Тамбовской области проводится в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Законом Тамбовской области об областном бюджете на очередной финансовый год утверждается программа государственных внутренних заимствований, устанавливаются показатели верхнего предела государственного внутреннего долга и другие бюджетные параметры, касающиеся привлечения и погашения долговых обязательств.

Анализ действующих долговых обязательств проводится специалистами финансового управления Тамбовской области в формате Ms Excel. Указанные аналитические формы используются исключительно для внутреннего пользования.

В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации учет государственных долговых обязательств Тамбовской области, в том числе с группировкой по видам заимствования и срокам их погашения, ведется в Государственной долговой книге Тамбовской области по форме, установленной Положением о ведении Государственной долговой книги Тамбовской области (утверждено Постановлением администрации области от 12 апреля 2002 года N 260).

В соответствии с приказом Минфина России организован систематический сбор информации о муниципальных долговых обязательствах.

Расходы на обслуживание государственного долга Тамбовской области являются незначительными и составляют менее 0,3% к расходам консолидированного бюджета.

Просроченных долговых обязательств Тамбовская область не имеет.

Ежеквартально проводится мониторинг соблюдения муниципальными образованиями требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и качества управления бюджетами муниципальных образований (порядок осуществления мониторинга утвержден Постановлением администрации области от 6 июля 2005 года N 601 "О мониторинге соблюдения муниципальными образованиями области требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и качества управления бюджетами муниципальных образований").

Тамбовская область не имеет неурегулированной задолженности перед федеральным бюджетом.

В практике работы финансового управления Тамбовской области с государственным долгом отсутствует утвержденная методология расчета платежеспособности областного бюджета и объемов возможного привлечения долговых обязательств с учетом их влияния на платежеспособность бюджета. В настоящее время действует правило непревышения объемов заимствований над доходами бюджета.

Информация об объемах заимствования в сети Интернет и печатных СМИ не публикуется.

Концепция изменений.

Политика администрации Тамбовской области направлена на совершенствование процедур управления долговыми обязательствами и более тесную интеграцию процедур управления долгом в бюджетный процесс региона.

Для достижения данной цели предполагается разработка и утверждение методологии расчета платежеспособности бюджета Тамбовской области с учетом действующих и планируемых к принятию долговых обязательств, включая кредиторскую задолженность. Данная методика позволит оценивать способность бюджета своевременно и в полном объеме рассчитываться по обязательствам, не допуская возникновения просроченных долговых обязательств и просроченной кредиторской задолженности. Также будет разработана методика расчета объема возможного привлечения новых заимствований с учетом их влияния на платежеспособность бюджета, что позволит оперативно рассчитывать объемы возможного привлечения дополнительных средств, не подвергая при этом бюджет риску неисполнения обязательств.

Планируемые мероприятия и их результаты.

Планируемое состояние по результатам первого этапа - третий уровень (утверждение методики расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств с учетом их влияния на платежеспособность субъекта Российской Федерации).

Планируемое состояние по результатам второго этапа - четвертый уровень (публикация в СМИ и сети Интернет сведений о долговых обязательствах, в том числе по видам обязательств и срокам их погашения).

На первом этапе реформы планируется утвердить методологию расчета платежеспособности бюджета исходя из действующих и планируемых к принятию долговых обязательств, включая и кредиторскую задолженность. Кроме того, в рамках данного этапа предполагается утверждение методики расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств с учетом их влияния на платежеспособность области.

В рамках первого этапа возможно использование понятий долговой емкости бюджета, а также анализа использования доступной долговой емкости на базе Методических рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации по управлению долгом на субнациональном уровне.

На втором этапе реформы данные по привлеченным заемным средствам будут регулярно публиковаться в печатных СМИ и сети Интернет и содержать объемы и виды обязательств, а также сроки их погашения.

Альтернативы и риски.

Альтернатив реализации заявленных мероприятий по совершенствованию долговой политики региона нет. Их выполнение обеспечит минимизацию риска возникновения просроченной задолженности при реализации программ заимствований на региональном уровне, сокращение кредиторской задолженности. Сохранение текущей ситуации приведет к снижению инвестиционной привлекательности и кредитоспособности региона.

Риски могут быть связаны с изменением требований действующего федерального законодательства в части долговой политики субъектов Российской Федерации.

3.7.2. Формализация процедур предоставления государственных гарантий субъекта Российской Федерации (Мероприятие G2).

Анализ исходного состояния.