3.6.1. Организация оперативного учета задолженности перед бюджетом, рассроченных и отсроченных платежей в бюджет (Мероприятие F1).
Анализ исходного состояния.
Исходное состояние - первый уровень (оценка потерь бюджета от недополученных доходов (с учетом инфляции), в том числе по рассроченным и отсроченным платежам за последние три отчетных года).
В области постоянно проводится работа по оценке потерь бюджета от недополученных доходов. Определяются конкретные налоги и сборы, проводится расчет сумм недополученных доходов, анализ причин непоступления средств в запланированных объемах.
Отсрочки и рассрочки по платежам не предоставляются.
По состоянию на 1 января 2006 года дебиторская задолженность в областном бюджете составляла 676,9 тыс. рублей, в консолидированном бюджете области - 3875,3 тыс. рублей. Оценка потерь бюджета по дебиторской задолженности, скорректированной на показатели инфляции, не проводится.
Мониторинг задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему осуществляется соответствующими налоговыми органами и финансовым управлением Тамбовской области.
По состоянию на 1 января 2006 года задолженность по налоговым платежам, налоговым санкциям и пеням в бюджеты всех уровней составила 2249,7 млн. рублей и увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1277,4 млн. рублей (106%), в том числе недоимка - на 113,3 млн. рублей, платежи, приостановленные ко взысканию, - на 134,9 млн. рублей, реструктурированная задолженность сократилась на 120,5 млн. рублей.
На задолженность по региональным, местным налогам, сборам и налогам со специальным налоговым режимом приходится соответственно: 17,3%, 9,5% и 2,3%.
Структура задолженности по налоговым платежам по состоянию на 1 января 2006 года сложилась следующим образом: на недоимку приходится 37,1%, на реструктурированную задолженность - 4,8%, на приостановленные к взысканию платежи - 58,1%.
Недоимка по налогам и сборам по состоянию на 1 января 2006 года составляет 833,8 млн. рублей, в том числе по федеральным налогам - 483,7 млн. рублей (58,1%), региональным налогам - 198,3 млн. рублей (23,7%), местным налогам и сборам - 114,4 млн. рублей (13,7%) и налогам со специальным налоговым режимом - 37,2 млн. рублей (4,5%).
Основными причинами, вызвавшими прирост недоимки, являются:
дополнительные начисления в результате проведения выездных и камеральных проверок налогового законодательства (по данным управления Федеральной налоговой службы по Тамбовской области в 2005 году из доначисленных по результатам контрольной работы 1430 млн. рублей поступило 429 млн. рублей, или 30%);
выход из реструктуризации предприятий в связи с невыполнением данными предприятиями ее условий (невозможность проводить своевременную уплату текущих налоговых платежей, погашения реструктурированной задолженности и процентов);
отсутствие механизма списания задолженности по завершению процедуры банкротства налогоплательщиков, а также отсутствие порядка финансирования процедур банкротства налогоплательщиков, имущества которых недостаточно для покрытия необходимых расходов.
В I квартале 2006 года по сравнению с началом года недоимка по налогам и сборам в бюджеты всех уровней увеличилась на 69,8 млн. рублей и составила 903,6 млн. рублей, или 39% от суммы задолженности.
Сумма недоимки на 1 апреля 2006 года по федеральным налогам составила 536,2 млн. рублей (или 59,3%), по региональным - 219,3 млн. рублей (24,3%), местным - 91,7 млн. рублей (10,1%), по налогам со специальными налоговыми режимами - 56,4 млн. рублей (6,3%).
Статьей 63 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, являются налоговые органы по месту нахождения заинтересованного лица. Решения о предоставлении (или отказе в предоставлении) отсрочек и рассрочек принимаются ими по согласованию с соответствующими финансовыми органами.
С 2006 года в рамках реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2004 года N 410 и Приказа Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 25 февраля 2005 года N 28н/САЭ-3-10/58 планируется предоставление налоговыми органами финансовым органам муниципальных образований сведений в виде массива информации о налогах и сборах. Данная информация содержит сведения по видам налогов и сборов в части начисления, поступления, недоимки или переплаты по налогу, а также по суммам отсроченных и рассроченных налогов.
Получение более обширной информации позволит осуществлять оперативный контроль за своевременным поступлением налоговых доходов в бюджет, проводить более качественный анализ состояния задолженности в консолидированный бюджет области, а также своевременно принимать меры к ее сокращению.
Концепция изменений.
Предполагается дальнейшее совершенствование процедур учета и управления задолженностью перед областным бюджетом. Политика администрации Тамбовской области в отношении предоставления отсрочек и рассрочек направлена на соблюдение баланса позитивного эффекта от предоставления рассрочек и отсрочек (например, при реструктуризации просроченной кредиторской задолженности данный эффект выражается в сохранении платежеспособности предприятия и своевременном поступлении текущих платежей в бюджетную систему) и затрат бюджета от их предоставления с учетом альтернативной стоимости дополнительно привлекаемых ресурсов.
Планируемые мероприятия и их результаты.
Планируемое состояние по результатам первого этапа - четвертый уровень (публикация в СМИ и сети Интернет данных об объемах дебиторской задолженности, рассроченных и отсроченных платежей (с учетом инфляции).
Планируемое состояние по результатам второго этапа - пятый уровень (объем дебиторской задолженности, рассроченных и отсроченных платежей не превышает 3% доходов бюджета за последний отчетный финансовый год).
На первом этапе реформы планируется разработать и утвердить детальный порядок сбора, структурирования и мониторинга информации по дебиторской задолженности, задолженности по налогам и сборам в областной бюджет. Планируется расширить перечень СМИ, в которых возможна публикация данных по задолженности в областной бюджет, и начать регулярную публикацию материалов.
На втором этапе планируется внедрение новых информационных технологий в процесс расчета, мониторинга и управления недополученными доходами областного бюджета.
Альтернативы и риски.