Действующий

О ПРОГРАММЕ "РЕФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006 - 2008 ГОДЫ"


      3.1. Реформа бюджетного процесса и управления расходами (A)


3.1.1. Перевод бюджетных организаций и учреждений, предоставляющих социальные услуги, в форму негосударственных организаций (Мероприятие A1).

Анализ исходного состояния.

Исходное состояние - нулевой уровень.

Администрацией области начата работа по оценке возможности перевода бюджетных организаций и учреждений, предоставляющих социальные услуги, в форму негосударственных организаций. Как показывает предварительный анализ данных, абсолютное большинство бюджетных организаций и учреждений оказывают социально значимые услуги и их перевод в ближайшее время прогнозировать сложно. Это связано с тем, что на сегодняшний день практически отсутствуют альтернативные источники предоставления данных услуг. В Тамбовской области накоплен определенный опыт оказания социальных услуг негосударственными организациями. Принятый Закон области от 17 сентября 2004 года N 234-З "О социальном заказе Тамбовской области" позволяет негосударственным некоммерческим организациям участвовать в открытых конкурсах на размещение социального заказа области по различным номинациям: по развитию физкультурно-спортивного движения среди населения области, пропаганде здорового образа жизни, по подготовке молодежи к военной службе, по поддержке одаренных детей, по поддержке организаций ветеранов Великой Отечественной войны, по оказанию поддержки одиноко проживающих пожилых граждан и т.п. Однако через данную форму реализуется лишь 0,2% от общей суммы расходов областного бюджета в социальных отраслях.

Вывод учреждений в форму негосударственного предприятия и отказ от государственной поддержки может привести к удорожанию социальных услуг и, следовательно, к снижению уровня жизни граждан, нуждающихся в стационарном социальном обслуживании.

Проводимая органами исполнительной власти области оценка потребности в предоставляемых бюджетных услугах основывается на отчетных данных по фактическим количественным показателям контингента получателей и нормам предоставления услуг. К ним можно отнести:

число воспитанников детских дошкольных учреждений;

дето/дни пребывания детей в детских дошкольных учреждениях;

число воспитанников школ-интернатов, получающих питание и обмундирование;

количество врачебных посещений;

число лиц, которым оказана медицинская помощь (амбулаторное, при выездах);

число обслуживаемых в территориальных центрах оказания социальной помощи на дому и т.п.

Источником информации служат ежегодные отчеты о выполнении плана по сети, штатам и контингентам в бюджетных учреждениях. Они же являются и источником данных для формирования бюджетных заявок, учитываемых при разработке проекта областного бюджета на очередной финансовый год. Однако данные материалы не могут в полном объеме описать весь спектр предоставляемых бюджетных услуг.

Концепция изменений.

Перевод бюджетных организаций и учреждений в иные организационно-правовые формы необходимо рассматривать с точки зрения возможности и целесообразности. При этом можно выделить три основные группы бюджетных организаций и учреждений, которые:

нельзя преобразовать;

можно преобразовать, но потребуется изменение законодательства;

можно преобразовать сейчас.

К первой группе можно отнести правоохранительные органы, органы государственной власти, выполняющие регулирующие и контролирующие функции.

Во второй группе можно обозначить учреждения, имеющие недостаточное бюджетное финансирование для выполнения ими своих основных социальных задач или имеющие другие ограничения, установленные действующим законодательством, и не позволяющие организации самостоятельно развиваться.

Третья группа имеет значительный потенциал развития бюджетных услуг за счет внебюджетных источников финансирования. Такие организации могут предоставлять ряд дополнительных к базовому (гарантированному бюджетом) набору услуг за счет потребителя услуги. Действующим примером таких организаций является ряд коммерческих медицинских учреждений, включенных в систему обязательного медицинского страхования. Кроме медицинских учреждений наиболее привлекательными для негосударственного управления могут быть учреждения, предоставляющие образовательные, социальные и культурно-массовые услуги.

Планируемые мероприятия и результаты.

Планируемое состояние по результатам первого этапа - первый уровень (проведение оценки возможности перевода бюджетных организаций и учреждений, предоставляющих социальные услуги, в форму негосударственных организаций).

Планируемое состояние по результатам второго этапа - четвертый уровень (публикация в СМИ и сети Интернет планируемых и фактических результатов перевода бюджетных организаций и учреждений, предоставляющих социальные услуги, в форму негосударственных организаций).

В ходе реализации программы реформирования планируется завершение работ по проведению оценки возможности перевода бюджетных организаций и учреждений, предоставляющих социальные услуги, в форму негосударственных организаций.

В рамках реализации первого этапа программы реформирования будет проведен детальный анализ социальных услуг, предоставляемых в соответствии с требованиями действующего законодательства за счет средств областного бюджета, который ляжет в основу разработки и последующего утверждения на втором этапе перечня основных социальных услуг, предоставление которых может осуществляться негосударственными организациями. На основании результатов проведенного мониторинга бюджетного сектора на 1 января 2006 года и предложений главных распорядителей средств областного бюджета по реструктуризации подведомственной сети предполагается оценить возможность перевода бюджетных организаций и учреждений, предоставляющих социальные услуги, в форму негосударственных организаций. В результате мониторинга сети будет также уточнен перечень бюджетных услуг и организаций, действительно требующих финансирования бюджетными средствами.

Перечень основных социальных услуг, предоставление которых может осуществляться негосударственными организациями, будет составляться исходя из возможности негосударственного сектора экономики оказывать аналогичные услуги. Могут, например, рассматриваться варианты размещения отдельных услуг в негосударственном секторе уже оказывающего их или преобразование ныне действующего учреждения в негосударственную форму собственности с сохранением направленности деятельности. При этом должны учитываться все аспекты, связанные со сложностью процессов оказания отдельных видов социальных услуг, а также оценка возможных нежелательных последствий данного мероприятия для потребителей бюджетной услуги.

Следует отметить, что перевод бюджетных организаций и учреждений, предоставляющих социальные услуги, в форму негосударственных организаций может начаться только после законодательного утверждения финансовых нормативов и стандартов качества предоставления услуг.