3.8.1. Внедрение объективных и прозрачных механизмов распределения финансовой помощи (Мероприятие Н1).
Анализ исходного состояния.
Исходное состояние - второй уровень (законодательное утверждение методики распределения средств на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований на основе оценки доходного потенциала и дифференциации расходных потребностей в расчете на одного жителя (без применения в расчете фактических доходов и расходов).
Начиная с 2004 года, в Тамбовской области последовательно проводится работа по совершенствованию межбюджетных отношений. Объем финансовой помощи, предоставляемой местным бюджетам из областного бюджета, определяется с учетом изменений бюджетного и налогового законодательства. Сформирована законодательная база в этой области, формализована процедура определения объемов финансовой помощи местным бюджетам, обеспечена прозрачность процедур при построении межбюджетных отношений. Распределение финансовой помощи на выравнивание бюджетной обеспеченности осуществляется на основе формул, учитывающих оценку доходного потенциала и дифференциацию расходных потребностей в расчете на одного жителя.
В 2005 году бюджетам муниципальных образований предоставлялись средства в виде дотаций из Регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований, субвенций из Регионального фонда компенсаций и других целевых субвенций и субсидий.
С целью повышения результативности управления общественными финансами в 2005 году в составе расходов областного бюджета был образован Региональный фонд финансовой поддержки муниципальных образований. Распределение средств указанного фонда между муниципальными образованиями осуществлялось на основе сопоставления налогового потенциала территорий с учетом различий в стоимости предоставления населению бюджетных услуг по муниципальным образованиям в соответствии с Методикой, утвержденной Законом Тамбовской области от 19 ноября 2004 года N 249-З "Об утверждении Методики распределения средств регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований Тамбовской области на 2005 год". Выравнивание бюджетной обеспеченности осуществлялось путем повышения уровня доходов наименее обеспеченных муниципальных образований.
На 2006 год формы и условия предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета бюджетам нижестоящего уровня определены Законом области от 28 октября 2005 года N 370-З "О межбюджетных отношениях в Тамбовской области": с целью предоставления финансовой помощи местным бюджетам в составе расходов областного бюджета образованы Региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов), Региональный фонд финансовой поддержки поселений, Региональный фонд компенсаций, Региональный фонд софинансирования социальных расходов, Региональный фонд муниципального развития.
Основным видом финансовой помощи для бюджетов муниципальных районов и городских округов является дотация на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, которая в 2006 году предоставляется из Регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов). Дотации из него распределяются по муниципальным образованиям в соответствии с Методикой. Бюджетная обеспеченность муниципальных районов и городских округов определяется сопоставлением индекса налогового потенциала и индекса бюджетных расходов. Фактические доходы и расходы бюджетов муниципальных образований, как и в 2005 году, в расчете не применяются.
В целях выравнивания, исходя из численности жителей, финансовых возможностей органов местного самоуправления поселений по осуществлению их полномочий по решению вопросов местного значения образован Региональный фонд финансовой поддержки поселений. В связи с тем, что государственные полномочия по расчету и предоставлению дотаций поселениям, входящим в состав территории муниципальных районов, за счет средств областного бюджета переданы муниципальным районам Законом Тамбовской области от 25 ноября 2005 года N 384-З "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Тамбовской области государственными полномочиями по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений за счет средств областного бюджета", Региональный фонд финансовой поддержки поселений в части, касающейся предоставления дотаций поселениям, входящим в состав территории муниципальных районов, не сформирован. Средства, подлежащие перечислению в бюджеты поселений, входящих в состав территории муниципальных районов, включены в состав Регионального фонда компенсаций и распределены между бюджетами муниципальных районов исходя из численности жителей поселений в расчете на одного жителя в соответствии с единой методикой.
В целях оказания финансовой поддержки местным бюджетам в связи с изменением налогового и бюджетного законодательства, а также обеспечения закрепленных за ними расходных обязательств, в составе расходов областного бюджета предусмотрены дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов.
Региональный фонд компенсаций сформирован в целях финансового обеспечения исполнения органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий за счет субвенций из Федерального фонда компенсаций и собственных доходов областного бюджета. Законы Тамбовской области, устанавливающие методики расчетов финансового обеспечения передаваемых полномочий, приняты по каждому из видов передаваемых государственных полномочий. Суммы субвенций местным бюджетам определены исходя из численности получателей бюджетных услуг и расчетного норматива расходов на исполнение делегированного полномочия в расчете на одного потребителя бюджетных услуг.
В целях предоставления местным бюджетам субсидий для долевого финансирования инвестиционных программ и проектов развития общественной инфраструктуры муниципальных образований области в составе расходов областного бюджета образован Региональный фонд муниципального развития.
В 2006 году в области создан Региональный фонд софинансирования социальных расходов. В составе фонда предусмотрены субсидии для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов местных бюджетов. Указанные расходы определены на основе нормативно-правовых актов области, к числу которых относятся:
подпрограмма "Безопасность образовательных учреждений" областной целевой программы "Модернизация системы образования Тамбовской области на 2004 - 2008 годы";
Постановление администрации области от 19 августа 2005 года N 739 "Об организации межрайонных подразделений лечебно-профилактических учреждений области";
Программа государственных гарантий оказания населению Тамбовской области бесплатной медицинской помощи в 2006 году.
Из Регионального фонда софинансирования социальных расходов выделяются субсидии на частичное возмещение расходов по обеспечению безопасности образовательных учреждений, по организации и оказанию медицинской помощи в межрайонных специализированных подразделениях лечебно-профилактических учреждений области, по организации скорой медицинской помощи на сопряженных территориях "город-район". Объемы субсидий определены в соответствии с единой методикой по каждому виду субсидии и перечисляются муниципальным районам и городским округам при выполнении ими определенных условий или наличии долевого финансирования из местного бюджета.
Помимо этого местным бюджетам предоставляются и другие виды финансовой помощи из областного бюджета, предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации, а городскому округу - город Мичуринск предоставляется субвенция для финансирования дополнительных расходов, связанных со статусом города, как наукограда Российской Федерации.
Методики распределения средств региональных фондов публикуются в печатных СМИ. Проекты методик рассылаются муниципальным образованиям и размещаются в сети Интернет для рассмотрения и внесения предложений. Расчеты распределения средств не публикуются.
Концепция изменений.
Основными задачами в рамках реформирования системы предоставления межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям области являются:
совершенствование существующих методик распределения средств;
разработка прозрачного механизма определения объемов дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов.
Планируемые мероприятия и их результаты.
Планируемое состояние по результатам первого этапа - четвертый уровень (публикация в СМИ и сети Интернет проектов методик, утвержденных методик и расчета по распределению финансовой помощи).
Планируемое состояние по результатам второго этапа - пятый уровень (в последнем отчетном году не менее 80% расходов на предоставление финансовой помощи осуществлялось по утвержденным методикам).
В рамках реализации программы реформирования необходимо провести более тщательную оценку уровня социально-экономического положения, дифференциации налогового потенциала и расходных потребностей муниципальных образований области. Результаты осуществленного анализа будут использованы при наработке предложений по совершенствованию уже существующих методик распределения межбюджетных трансфертов, предоставляемых муниципальным образованиям, а также разработке механизмов по распределению отдельных видов финансовой помощи, не имеющих формализованных способов расчетов объемов предоставляемых средств.
Учитывая особую значимость проводимых мероприятий, касающихся реформирования межбюджетных отношений, планируется публикация в СМИ материалов о ходе преобразований, а также размещение в сети Интернет проектов методик, утвержденных методик и расчетов распределения финансовой помощи.