Анализ текущего социально-экономического положения Иркутской области демонстрирует наличие ряда факторов, характеризующих инвестиционные возможности и ограничения. К таким факторам следует, в том числе, отнести:
- высокий природно-ресурсный потенциал региона (из 1347 разведанных месторождений и самостоятельных участков полезных ископаемых в промышленной разработке в настоящий момент находится только около 24%);
- наличие дешевой электроэнергии (стоимость киловатта для производств на 2013 год 1,64 руб. при высоком напряжении; 2,46 руб. при низком напряжении);
- высокий уровень развития научно-образовательного потенциала (в Иркутской области подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием осуществляют 37 вузов и филиалов, из них 11 государственных и 5 негосударственных, 21 филиал; на территории региона ведут научную и исследовательскую деятельность 9 академических институтов Иркутского научного центра СО РАН, 5 институтов Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН, научно-исследовательские организации сельскохозяйственного направления, более 20 прикладных научно-исследовательских и проектных институтов);
- относительно невысокая стоимость трудовых ресурсов (средняя заработная плата в Иркутской области за 2013 год - 29050 руб. при средней заработной плате по России за тот же период - 29792 руб.);
- уникальные природные ресурсы для развития туризма и рекреации (главная достопримечательность области - озеро Байкал - крупнейшее хранилище пресной воды на планете, самое глубокое озеро Земли, включенное в список Всемирного наследия ЮНЕСКО);
- формирование агломерации "Байкальский луч" с центром в г. Иркутске;
- увеличение доли добывающей и сокращение доли обрабатывающей промышленности в валовой добавленной стоимости (2005 - 2013 годы: с 3,8% до 23,4% и с 26,1% до 13% соответственно);
- снижение доли "недобывающих" отраслей в структуре ВРП: суммарная доля разделов A (сельское хозяйство), D (обрабатывающие производства), F (строительство), H (гостиницы), I (транспорт и связь), J (финансовая деятельность) в валовой добавленной стоимости в 2010 году составляла 52,5%, в 2011 году - 46,4%, а в 2012 году - 43,9%;
- сильная изношенность основных фондов и инфраструктуры: в обрабатывающих производствах - 51,8% (в среднем по СФО - 42,0%, по России - 43,4%);
- низкая конкурентоспособность предприятий: высокие удельные расходы сырья, материальных, энергетических ресурсов, низкая рентабельность активов;
- низкая инновационная активность: доля организаций, осуществлявших технологические, организационные или маркетинговые инновации, - 6,9% в 2012 году (в среднем по СФО - 8,5%, по России - 10,3%), доля инновационной продукции - 1,5% в 2012 году (в среднем по СФО - 2,7%, по России - 8%);
- сырьевая ориентация экономики и зависимость от вертикально интегрированных структур: 49% налоговых доходов бюджета приходится на 10 крупнейших предприятий-налогоплательщиков, деятельность семи из которых относится к сырьевой сфере (нефть, золото, железная руда, древесина) и зависит от мировой конъюнктуры;
- слабое развитие малого и среднего предпринимательства (31 - 33 места из 39 регионов в рейтинге "ОПОРА России" за 2012 год), отставание по числу малых и средних предприятий - в 2012 году 103 при среднем по России 140 и среднем по СФО - 144 на 10 тыс. населения;
- миграционный отток: суммарные миграционные потери Иркутской области за 2005 - 2013 годы составили 55,5 тыс. человек. Миграционные потери в 2013 году равны 8,5 тыс. человек, что на 1,3 тыс. человек, или 17,8%, больше, чем в 2012 году. Из числа всех выехавших в 2013 году за пределы Иркутской области лица трудоспособного возраста составляли 85,8%, или 56,2 тыс. человек;
- слабое развитие системы государственно-частного партнерства (Закон Иркутской области от 27 декабря 2013 года N 165-оз "Об участии Иркутской области в государственно-частном партнерстве");
- диспропорции территориального развития: разрыв между муниципальными образованиями по уровню обеспеченности собственными бюджетными доходами на душу населения достигает 10 раз;
- наличие населенных пунктов с монопрофильной структурой экономики: города Байкальск, Саянск, Шелехов, Черемхово, Усть-Илимск, Железногорск-Илимский и прочие;
- закрытие градообразующих предприятий в моногородах Байкальск и Усолье-Сибирское.
Инвестиционная привлекательность области в последние годы увеличивается. В 2012 году город Иркутск занял 10 место из 30 в рейтинге "Doing Business". В 2013 году Иркутская область вошла в двадцатку наиболее инвестиционно привлекательных регионов России по рейтингу "Эксперт РА".
По результатам оценки Международного рейтингового агентства "Standard & Poor's", долгосрочный рейтинг Иркутской области по обязательствам в иностранной и национальной валюте на уровне "BB+", по национальной шкале - "ruAA+". Прогноз изменения рейтингов пересмотрен в июне 2014 года со "Стабильного" на "Негативный". В первую очередь это связано с необходимостью реализации решений, принятых на федеральном уровне. Правительство Иркутской области вынуждено в условиях сокращения налоговых доходов обеспечить рост социальных расходов, который первостепенно связан с повышением заработной платы работников бюджетной сферы. Необходимо отметить, что в результате решений Правительства Российской Федерации относительно налогового законодательства и Указов Президента Российской Федерации 2012 года у большинства субъектов Российской Федерации значительно ухудшились финансовые показатели, в связи с чем рейтинговыми агентствами были пересмотрены не только прогнозы по рейтингу, но и уровни кредитных рейтингов. Так, например, среди субъектов СФО уровень кредитного рейтинга снижен у Красноярского края (с "ВВ+" до "ВВ-"), у Томской области (с "ВВ" до "ВВ-"), кроме того, понижены кредитные рейтинги у г. Москва и г. Санкт-Петербург (с "ВВВ" до "ВВВ-").
Вместе с тем, как отмечают аналитики рейтингового агентства, при условии ограниченной гибкости в управлении бюджетом благоприятное влияние на уровень рейтинга Иркутской области оказывает невысокий объем государственного долга и "позитивные" показатели ликвидности.
Нормативные правовые акты Иркутской области предусматривают целый комплекс мер финансовой и нефинансовой поддержки инвесторов и предпринимателей, предоставляются налоговые преференции, субсидии по различным направлениям деятельности, принят Закон Иркутской области от 27 декабря 2013 года N 165-оз "Об участии Иркутской области в государственно-частном партнерстве", введена процедура оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, а также экспертизы действующих нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности. На территории создана специализированная организация по привлечению инвестиций - Корпорация развития Иркутской области, ответственная за работу с инвесторами в режиме "Одного окна", разработан Инвестиционный портал Иркутской области, созданы прямые каналы связи для инвесторов в целях оперативного решения возникающих в процессе инвестиционной деятельности вопросов, действует Институт уполномоченного по защите прав предпринимателей.