На долю машиностроения в Иркутской области приходятся 3% ВРП и 1% общего объема инвестиций. Сектор машиностроения Иркутской области представлен значительным количеством предприятий, крупнейшими из них являются Иркутский авиационный завод - филиал ОАО "Корпорация "Иркут", ОАО "Иркутский завод тяжелого машиностроения", ОАО "Восточно-Сибирский машиностроительный завод" и др. Предприятие-локомотив данной отрасли - Иркутский авиационный завод, специализирующийся на производстве летательных аппаратов гражданского и военного назначения.
Иркутский авиационный завод (ИАЗ) входит в структуру Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и является ее самым крупным инновационным предприятием.
ИАЗ определен головным производителем инновационного продукта среднемагистрального авиалайнера "МС-21", который должен прийти на смену популярному отечественному "ТУ-154". В рамках программы в настоящее время разрабатываются самолеты "МС-21-300" (160 - 211 мест) и "МС-21-200" (130 - 176 мест).
ОАО "ОАК" - первая крупнейшая компания с государственным участием, проводящая масштабную реорганизацию предприятий с целью перехода на новую индустриальную модель. Одним из результатов реализации данной модели будет выведение на аутсорсинг производств низких переделов. Производством деталей и комплектующих низкого передела могут заниматься предприятия малого и среднего бизнеса.
С этой целью создается несколько масштабных технопарков в европейской части России, главным образом на базе высвободившихся мощностей авиационных заводов (в городах: Воронеже, Казани, Ульяновске и Нижнем Новгороде).
Актуальность создания машиностроительного кластера в г. Иркутске, включающего технопарк, центр сертификации и испытаний, инжиниринговый центр, обусловлена образующимся дефицитом производственных мощностей ИАЗ в связи с началом производства "МС-21", а также наличием научного и производственного потенциала для формирования технологических цепочек между предприятиями формирующегося кластера.
Планируется создание ряда центров, необходимых для организации технологической цепочки и снижения барьера входа машиностроительных предприятий малого и среднего бизнеса на рынок авиастроения:
Технопарк. На базе ИАЗ - филиала ОАО "НПК "Иркут" планируется создание технопарка по производству комплектующих изделий низкого передела для производства авиатехники. В рамках технопарка планируется размещение производственных цехов предприятий среднего и малого бизнеса, способных производить сертифицированную продукцию в производственной цепочке авиастроения.
Создание Центра инжиниринга позволит достичь целей адаптации научных разработок для авиационного производства, коммерциализации технологий и знаний, оказания услуг в области проектирования технологических и технических процессов, инженерно-исследовательских услуг, инженерно-консультационных услуг, услуг по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции, оказания консалтинговых и иных услуг. Центр инжиниринга планируется создать на базе ОАО "Иркутский научно-исследовательский институт авиационной техники и организации производства", ориентированного на обеспечение авиационных заводов прогрессивными технологиями.
В целях оказания услуг по подтверждению соответствия продукции средних и малых предприятий планируется создание Центра сертификации и испытаний.
Планируемый центр субконтрактации предназначен для поиска партнеров для производственной деятельности - поставщиков и заказчиков продукции, комплектующих, производственных услуг, производственных помещений.
Научное и кадровое сопровождение формирования машиностроительного кластера будут осуществлять Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет и ОАО "Иркутский научно-исследовательский институт авиационной технологии и организации производства".
Машиностроительный кластер будет сосредоточен в районе создаваемой городской агломерации "Байкальский луч". Ядро кластера будет составлять ИАЗ. Другие (основные) участники кластера: ЗАО "Энерпром", ОАО "ПО "Усольмаш", ООО "Иркутсккабель", ООО "Транс-Атом", Компания "Иркутский авиаремонтный завод N 403".
Создание машиностроительного кластера на территории Иркутской области в дальнейшем позволит решать следующие задачи:
- привлечение новых инновационных компаний малого и среднего бизнеса в сферу авиастроительных технологий;
- привлечение инвестиций в развитие входящих в структуру кластера предприятий;
- развитие научных центров, направленных на разработку инновационных технологий;
- подготовка квалифицированных кадров для научных центров и предприятий машиностроительной отрасли;
- развитие производственного потенциала кластера машиностроения Иркутской области;
- обеспечение импортозамещения в авиастроении и авиационном комплексе России.
Меры государственной поддержки кластера приведены в Таблице 5.1.