Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ТАЙМЫРСКОГО (ДОЛГАНО-НЕНЕЦКОГО) АВТОНОМНОГО ОКРУГА НА 2002 - 2006 ГГ.

Направление 2. ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОММУНАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ


В сфере организации предоставления коммунальных услуг необходимо создать систему тарифного регулирования, которая будет стимулировать предприятия к снижению издержек и повышению качества предоставляемых услуг, а также обеспечивать им возможность привлечения долгосрочных частных инвестиций.

Основными целями Администрации района по отношению к муниципальным коммунальным предприятиям являются:

обеспечение населения жилищно-коммунальными услугами;

воспроизводство имущества регулируемых предприятий в необходимом объеме и с заданными качественными характеристиками.

Тарифная политика должна проводиться в соответствии со следующими принципами:

Полное возмещение экономически обоснованных затрат всем участникам процесса предоставления жилищно-коммунальных услуг.

Органу местного самоуправления необходимо зафиксировать свои обязательства при установлении величины тарифов и следовать принципу полного возмещения затрат. Регулируемое предприятие должно получать финансовые средства в объеме, достаточном для компенсации всех произведенных и обоснованных издержек что, по опыту других регионов и зарубежному опыту, является главным требованием потенциальных инвесторов.

Принцип оптимизации интересов всех сторон (собственника имущества, регулируемого предприятия, потребителей, инвесторов).

Задачей системы тарифного регулирования является обеспечение, в ходе установления тарифа, сбалансированности противоречивых интересов муниципалитетов как собственников имущества, регулируемых предприятий, потребителей и инвесторов. Необходим поиск компромисса между техническими задачами и финансовыми потребностями поставщиков услуг и платежеспособным спросом населения. Так как устанавливаемый тариф должен быть обоснован как социально, так и экономически, необходимо проводить оценку приемлемости данного тарифа для общества.

Принцип последовательности и прогнозируемости изменения тарифов.

Установление тарифа должно производиться на определенный срок (период регулирования). Это создает ситуацию определенности в отношении будущих денежных потоков предприятия, что снижает риски инвестирования в него, а также способствует росту определенности для потребителей коммунальных услуг. В течение данного периода предприятие может проводить мероприятия по снижению издержек, расходуя часть полученной экономии по своему усмотрению.

Принцип публичности и открытости процедуры тарифного регулирования.

Соблюдение данного принципа необходимо, чтобы достичь доверия со стороны потребителей эксплуатационных и коммунальных услуг, а также способствовать достижению баланса интересов в процессе регулирования тарифов. Публичность системы должна обеспечить необходимое методическое и информационное взаимодействие между отдельными элементами этой системы: процедурами мониторинга, подготовки и рассмотрения заявок на пересмотр тарифов, их утверждения и вступления в силу.

Мероприятие 2.1. Разработать и утвердить порядок согласования производственных и инвестиционных программ для муниципальных коммунальных предприятий.

Следует формализовать цели и задачи деятельности коммунальных предприятий и исходить из них при формировании и утверждении тарифов.

Первоначально формализация целей и задач деятельности регулируемых предприятий должна осуществляться в виде производственной и инвестиционной программы предприятия, которые оно должно реализовать в течение срока действия тарифов. При этом основное содержание инвестиционной программы регулируемого предприятия должен составлять перечень мероприятий, которые предполагается осуществить в течение регулируемого периода с целью обновления и воспроизводства основных средств. Тарифы (в совокупности с бюджетными поступлениями) должны обеспечить регулируемому предприятию объем финансовых средств, достаточный для реализации утвержденных производственной и инвестиционной программ.

Мероприятие 2.2. Муниципальным предприятиям ЖКХ сформировать производственные и инвестиционные программы и представить их для согласования в отделы ЖКХ, Управление ЖКХ Администрации округа и РЭК.

Формирование производственных и инвестиционных программ следует производить одновременно с определением финансовых потребностей предприятия при составлении заявки на пересмотр тарифа. При формировании производственной и инвестиционной программ на очередной период регулирования следует учитывать, что в силу технологических причин существуют определенные минимальные требования к производственной и инвестиционной программам, недостижение которых (в случае снижения тарифов со стороны регулирующего органа) может привести к непропорциональному ухудшению состояния имущества коммунального предприятия, либо к нарушению санитарных и экологических требований.

Мероприятие 2.3. Разработать методику составления предприятиями ЖКХ округа заявок на пересмотр тарифов (методику определения финансовых потребностей), для представления их в отдел ЖКХ Администрации района, Управление ЖКХ Администрации округа, РЭК.

Заявка регулируемого предприятия на пересмотр тарифов должна обосновывать его потребности в финансировании, необходимом для выполнения согласованной с собственником имущества производственной и инвестиционной программ в течение очередного периода регулирования. Методика по составлению заявки предприятия на пересмотр тарифа необходима для того, чтобы сформировать единый подход к формированию финансовых потребностей всех регулируемых предприятий.

Для установления обоснованных тарифов на ЖКУ необходимо использовать единую нормативную базу и консолидированный отчет о состоянии отрасли округа, сформированный с использованием единой базы данных расчетно-информационных центров. Также одним из условий установления обоснованных тарифов является проведение независимой экспертизы тарифов на ЖКУ организацией, аккредитованной на осуществление данной деятельности (схема 5).

Мероприятие 2.4. Разработать и внедрить двухставочные тарифы на коммунальные услуги.

Необходимо установить двухставочные тарифы, когда постоянная часть тарифа соответствует объему постоянных издержек, связанных с предоставлением соответствующих услуг потребителю (т.е. расходы на страхование, обслуживание, текущий и капитальный ремонт оборудования, тепловых и водопроводных сетей и т.п.), переменная часть - объему переменных издержек (расходы на предоставление самого ресурса: 1 кВт электроэнергии, 1 л воды, 1 Гкал тепла). В случае если у потребителя нет прибора учета, то для расчета ежемесячного платежа вместо фактического потребления необходимо использовать нормативы потребления соответствующих услуг.

При установлении двухставочного тарифа, платежи коммунальному предприятию делятся на две составляющие, притом, что общая сумма остается прежней, а структура тарифа (следовательно, и структура доходов предприятия) соответствует структуре издержек предприятия. Это позволит повысить финансовую устойчивость муниципальных коммунальных предприятий (снизить риск убытков, сбалансировать сезонные колебания доходов и расходов предприятий, следовательно, уменьшить потребность в оборотных средствах, уменьшить риск экстренных бюджетных вливаний).