Действующий

ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ЯКУТСКОЙ-САХА ССР (с изменениями на: 23.04.1999)

Раздел I. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ФОНДОВ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ


1. Основанием формирования фондов Советов народных депутатов для перераспределения земель является Закон Якутской-Саха ССР "О земельной реформе", введенный в действие с 15 марта 1991 года, согласно которому в эти фонды передается часть земель, используемых не по целевому назначению и неэффективно используемых, а также выбывших из оборота или переведенных в менее ценные угодья.

2. Выявление и уточнение земель, используемых не по целевому назначению, неэффективно используемых, а также выбывших из оборота или переведенных в менее ценные угодья, проводится единовременно с последующим уточнением его в процессе проведения землеустроительных работ. Первичное формирование специального фонда земель выполняется при составлении схем землеустройства по всем административным районам Государственным Комитетом Я-С ССР по земельной реформе и земельным ресурсам и его органами на местах с привлечением проектных организаций по землеустройству.

В последующем этот фонд систематически уточняется в процессе формирования прав владения, пользования землей, проведения работ по землеустройству и авторскому надзору за освоением проектов землеустройства, ведения земельного кадастра и мониторинга земель, контроля за использованием земель.

3. Работы по выявлению земельных участков для формирования фондов перераспределения земель проводятся в границах административных районов на землях всех категорий землевладельцев, землепользователей, арендаторов. При этом в качестве исходных материалов используются материалы инвентаризации земель, проектов внутрихозяйственного землеустройства, систем земледелия, почвенного и геоботанического обследований, экономической оценки земель, других проектно-изыскательских и планово-картографических материалов, а также отдельных показателей хозяйственной деятельности колхозов, совхозов, кооперативов, лесохозяйственных и других предприятий, связанных с использованием земель сельскохозяйственного назначения.

4. К землям, используемым не по целевому назначению, относятся земельные участки, на которых землевладельцы, землепользователи, арендаторы самовольно изменили вид хозяйственной деятельности и они используются не в тех целях, для которых были предоставлены.

5. К неэффективно используемым землям относятся: сельскохозяйственные угодья во всех категориях земель, на которых фактический уровень урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности естественных кормовых угодий /исключая годы с неблагоприятными климатическими условиями/ за последние пять лет ниже нормальной на 20%, установленной по кадастровой оценке; высокопродуктивные сельскохозяйственные угодья, используемые в качестве менее ценных;

земли, на которых в результате неправильной хозяйственной деятельности, несоблюдения установленного проектами землеустройства режима и условий использования земель происходит снижение плодородия почв и ухудшение других свойств земли, уничтожение плодородного слоя, загрязнение почв отходами производства, химическими веществами, ухудшение экологической обстановки /развитие эрозионных процессов, подтопление, заболачивание, вторичное засоление, уплотнение, иссушение почв, ухудшение культуртехнического состояния земель и др./;

мелиоративный земельный фонд, предусмотренный к сельскохозяйственному освоению схемами и проектами землеустройства, материалами инвентаризации земель;

пригодные для сельскохозяйственного использования земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения;

земли лесного фонда или непокрытые лесом и кустарником, занятые малоценными лесными породами и пригодные по почвенным и другим условиям для освоения в сельскохозяйственные угодья.

6. К выбывшим из оборота или переведенным в менее ценные угодья относятся:

сельскохозяйственные угодья, неиспользуемые в сельскохозяйственном производстве вследствие их зарастания лесом и кустарником, заболачивания, подтопления, вторичного засоления, развития процессов эрозии почв и других причин, если полное или частичное восстановление их в прежнее состояние технически и экономически возможно;

земли, предоставленные для сельскохозяйственного производства и неиспользованные в течение одного года за исключением периодов стихийных бедствий /затопления, подтопления и т.п./;

земли, предоставленные для несельскохозяйственного производства, если в течение двух лет не осуществлено их целевое освоение.

7. В ходе выявления земель, используемых не по целевому назначению, неэффективно используемых, выбывших из оборота или переведенных в менее ценные угодья, устанавливаются их местоположение, площадь, качественное состояние, причины, приведшие к данным изменениям, и разрабатываются предложения по их дальнейшему использованию с учетом потребности в землях с привлечением данных ассоциаций крестьянских хозяйств, садоводческих и огороднических товариществ, сельских Советов народных депутатов:

о возможности и условиях дальнейшего использования всех или части земель прежними землевладельцами, землепользователями, арендаторами всех категорий земель;

о формировании фонда Советов народных депутатов для перераспределения земель под крестьянские хозяйства, коллективное садоводство, огородничество и передачи земель в ведение сельских Советов народных депутатов;

о перераспределении земель между землевладельцами, землепользователями, арендаторами;

о необходимости восстановления или улучшения земель землевладельцами, землепользователями, арендаторами, выделения средств из местного бюджета для проведения работ по защите почв от эрозии, мелиорации и рекультивации земель и других мероприятий, связанных с улучшением или восстановлением качественного состояния и охраной земель;

о возможном обмене в установленном порядке более продуктивных земель из состава лесного фонда и несельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций на менее продуктивные или с нарушенным почвенным покровом земли сельскохозяйственного назначения.

8. Схема землеустройства с необходимыми обоснованиями по выявлению и формированию специального фонда земель и графическими материалами согласовывается со всеми заинтересованными землевладельцами и землепользователями и представляется для рассмотрения в органы Государственного Комитета Я-С ССР по земельной реформе и земельным ресурсам.

9. Органы Государственного Комитета Я-С ССР по земельной реформе и земельным ресурсам совместно с земельными комиссиями Советов народных депутатов рассматривают материалы схем землеустройства административного района и вносят их в установленном порядке на утверждение местных Советов народных депутатов.

10. Местные Советы народных депутатов при рассмотрении материалов схем землеустройства утверждают отобранный специальный фонд перераспределения земель и определяют его дальнейшее использование.

11. Проводимые ежегодно уточнения земельного фонда оформляются в виде пояснительной записки с необходимыми расчетами, графическими материалами и представляются в Государственный Комитет Я-С ССР по земельной реформе и земельным ресурсам, который готовит предложения о внесении изменений и дополнений в земельный фонд перераспределения для утверждения Советом Министров Якутской-Саха ССР. Органы Госкомитета Я-СССР по земельной реформе и земельным ресурсам на местах ведут Дежурную карту специального земельного фонда перераспределения земель в масштабе 1: 25 000 или 1: 50 000.

12. Споры, связанные с отбором, включением и передачей земельных участков в специальный земельный фонд Советов народных депутатов для перераспределения, рассматриваются в суде в исковом порядке.