СОВЕТ МИНИСТРОВ ЯКУТСКОЙ-САХА ССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 апреля 1991 года N 184

ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ЯКУТСКОЙ-САХА ССР

(в редакции постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 23.04.1999 N 224)


Совет Министров Якутской-Саха ССР постановляет:

1. Утвердить Временное положение по регулированию земельных отношений на территории Якутской-Саха ССР до принятия типового Положения (прилагается).

2. Государственному комитету Якутской-Саха ССР по земельной реформе и земельных ресурсам (Т. Федоров) довести Временное положение до районных, городских комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам для руководства и исполнения.



Председатель
Совета Министров ЯСССР
К.ИВАНОВ

Управляющий Делами
Совета Министров ЯСССР
П.ФЕДОРОВ


УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Совета Министров Якутской-Саха ССР
от 11 апреля 1991 года N 184


ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ЯКУТСКОЙ-САХА ССР


Настоящее Временное положение разработано в соответствии с законами Якутской-Саха ССР "О земельной реформе", "О местном самоуправлении" и устанавливает порядок формирования специального земельного фонда местных Советов народных депутатов, передачи земель в ведение Советов народных депутатов, изъятия и предоставления земель гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям и кооперативам до принятия Земельного кодекса и иного законодательства Якутской-Саха ССР в области регулирования земельных отношений.

Раздел I. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ФОНДОВ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ


1. Основанием формирования фондов Советов народных депутатов для перераспределения земель является Закон Якутской-Саха ССР "О земельной реформе", введенный в действие с 15 марта 1991 года, согласно которому в эти фонды передается часть земель, используемых не по целевому назначению и неэффективно используемых, а также выбывших из оборота или переведенных в менее ценные угодья.

2. Выявление и уточнение земель, используемых не по целевому назначению, неэффективно используемых, а также выбывших из оборота или переведенных в менее ценные угодья, проводится единовременно с последующим уточнением его в процессе проведения землеустроительных работ. Первичное формирование специального фонда земель выполняется при составлении схем землеустройства по всем административным районам Государственным Комитетом Я-С ССР по земельной реформе и земельным ресурсам и его органами на местах с привлечением проектных организаций по землеустройству.

В последующем этот фонд систематически уточняется в процессе формирования прав владения, пользования землей, проведения работ по землеустройству и авторскому надзору за освоением проектов землеустройства, ведения земельного кадастра и мониторинга земель, контроля за использованием земель.

3. Работы по выявлению земельных участков для формирования фондов перераспределения земель проводятся в границах административных районов на землях всех категорий землевладельцев, землепользователей, арендаторов. При этом в качестве исходных материалов используются материалы инвентаризации земель, проектов внутрихозяйственного землеустройства, систем земледелия, почвенного и геоботанического обследований, экономической оценки земель, других проектно-изыскательских и планово-картографических материалов, а также отдельных показателей хозяйственной деятельности колхозов, совхозов, кооперативов, лесохозяйственных и других предприятий, связанных с использованием земель сельскохозяйственного назначения.

4. К землям, используемым не по целевому назначению, относятся земельные участки, на которых землевладельцы, землепользователи, арендаторы самовольно изменили вид хозяйственной деятельности и они используются не в тех целях, для которых были предоставлены.

5. К неэффективно используемым землям относятся: сельскохозяйственные угодья во всех категориях земель, на которых фактический уровень урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности естественных кормовых угодий /исключая годы с неблагоприятными климатическими условиями/ за последние пять лет ниже нормальной на 20%, установленной по кадастровой оценке; высокопродуктивные сельскохозяйственные угодья, используемые в качестве менее ценных;

земли, на которых в результате неправильной хозяйственной деятельности, несоблюдения установленного проектами землеустройства режима и условий использования земель происходит снижение плодородия почв и ухудшение других свойств земли, уничтожение плодородного слоя, загрязнение почв отходами производства, химическими веществами, ухудшение экологической обстановки /развитие эрозионных процессов, подтопление, заболачивание, вторичное засоление, уплотнение, иссушение почв, ухудшение культуртехнического состояния земель и др./;

мелиоративный земельный фонд, предусмотренный к сельскохозяйственному освоению схемами и проектами землеустройства, материалами инвентаризации земель;

пригодные для сельскохозяйственного использования земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения;

земли лесного фонда или непокрытые лесом и кустарником, занятые малоценными лесными породами и пригодные по почвенным и другим условиям для освоения в сельскохозяйственные угодья.

6. К выбывшим из оборота или переведенным в менее ценные угодья относятся:

сельскохозяйственные угодья, неиспользуемые в сельскохозяйственном производстве вследствие их зарастания лесом и кустарником, заболачивания, подтопления, вторичного засоления, развития процессов эрозии почв и других причин, если полное или частичное восстановление их в прежнее состояние технически и экономически возможно;

земли, предоставленные для сельскохозяйственного производства и неиспользованные в течение одного года за исключением периодов стихийных бедствий /затопления, подтопления и т.п./;

земли, предоставленные для несельскохозяйственного производства, если в течение двух лет не осуществлено их целевое освоение.

7. В ходе выявления земель, используемых не по целевому назначению, неэффективно используемых, выбывших из оборота или переведенных в менее ценные угодья, устанавливаются их местоположение, площадь, качественное состояние, причины, приведшие к данным изменениям, и разрабатываются предложения по их дальнейшему использованию с учетом потребности в землях с привлечением данных ассоциаций крестьянских хозяйств, садоводческих и огороднических товариществ, сельских Советов народных депутатов:

о возможности и условиях дальнейшего использования всех или части земель прежними землевладельцами, землепользователями, арендаторами всех категорий земель;

о формировании фонда Советов народных депутатов для перераспределения земель под крестьянские хозяйства, коллективное садоводство, огородничество и передачи земель в ведение сельских Советов народных депутатов;

о перераспределении земель между землевладельцами, землепользователями, арендаторами;

о необходимости восстановления или улучшения земель землевладельцами, землепользователями, арендаторами, выделения средств из местного бюджета для проведения работ по защите почв от эрозии, мелиорации и рекультивации земель и других мероприятий, связанных с улучшением или восстановлением качественного состояния и охраной земель;

о возможном обмене в установленном порядке более продуктивных земель из состава лесного фонда и несельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций на менее продуктивные или с нарушенным почвенным покровом земли сельскохозяйственного назначения.

8. Схема землеустройства с необходимыми обоснованиями по выявлению и формированию специального фонда земель и графическими материалами согласовывается со всеми заинтересованными землевладельцами и землепользователями и представляется для рассмотрения в органы Государственного Комитета Я-С ССР по земельной реформе и земельным ресурсам.

9. Органы Государственного Комитета Я-С ССР по земельной реформе и земельным ресурсам совместно с земельными комиссиями Советов народных депутатов рассматривают материалы схем землеустройства административного района и вносят их в установленном порядке на утверждение местных Советов народных депутатов.

10. Местные Советы народных депутатов при рассмотрении материалов схем землеустройства утверждают отобранный специальный фонд перераспределения земель и определяют его дальнейшее использование.

11. Проводимые ежегодно уточнения земельного фонда оформляются в виде пояснительной записки с необходимыми расчетами, графическими материалами и представляются в Государственный Комитет Я-С ССР по земельной реформе и земельным ресурсам, который готовит предложения о внесении изменений и дополнений в земельный фонд перераспределения для утверждения Советом Министров Якутской-Саха ССР. Органы Госкомитета Я-СССР по земельной реформе и земельным ресурсам на местах ведут Дежурную карту специального земельного фонда перераспределения земель в масштабе 1: 25 000 или 1: 50 000.

12. Споры, связанные с отбором, включением и передачей земельных участков в специальный земельный фонд Советов народных депутатов для перераспределения, рассматриваются в суде в исковом порядке.

Раздел II. ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ ЗЕМЕЛЬ В ВЕДЕНИЕ СЕЛЬСКИХ СОВЕТОВ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ


1. В ведение сельских Советов народных депутатов передаются все населенные пункты, расположенные на территории сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других предприятий, которые по данным статистических органов отнесены к категории "сельские населенные пункты".

2. В состав земель сельского населенного пункта включается вся территория селения в существующих границах с учетом потребности в дополнительных площадях земель для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, пастьбы личного скота граждан, а также культурно-бытового и иного строительства в соответствии с перспективой развития населенного пункта.

3. В черту сельского населенного пункта включаются связанные между собой Функциональные зоны и другие территории:

селитебная зона, где размещена жилая застройка /индивидуальная и общественная/, культурно-бытовые и другие общественные здания предприятий, учреждений и организаций, зеленые насаждения и сооружения общего пользования /парки, скверы, стадионы и т.п./, внутрипоселковые водоемы, общественные дворы, площади, улицы, проезды, прогоны, площадки для стоянки общественного и индивидуального транспорта и др.;

производственная зона, где размещены животноводческие постройки, предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции, кирпичные заводы и другие промышленные предприятия независимо от ведомственного подчинения, машинно-тракторные дворы, гаражи, ремонтно-механические мастерские, склады, коммунально-бытовой сектор /артскважины и водонапорные башни, котельные, электростанции и др./, сооружения железнодорожного, водного, воздушного транспорта;

санитарно-защитная зона, обеспечивающая необходимые санитарно-гигиенические, противопожарные и другие защитные разрывы между селитебной и производственной зонами;

имеющиеся внутри селитебной, производственной и санитарно-защитной зон сельскохозяйственные и другие угодья, используемые под личные подсобные хозяйства, животноводство, огородничество, сенокошение, выпас личного скота, а также для других сельскохозяйственных и иных целей, предусмотренных земельным законодательством, или которые в перспективе могут быть использованы для этих целей, а также заняты под застройку;

резервные территории, необходимые для расширения сельских населенных пунктов на ближайшие 5 и более лет в соответствии с проектом /схемой/ планировки и застройки или с проектом /схемой/ землеустройства.

4. Черта сельского населенного пункта устанавливается в соответствии с проектами внутрихозяйственного землеустройства, а также архитектурно-градостроительной документацией с использованием материалов вычисления площадей земельных угодий, инвентаризации земель и другой имеющейся проектной, технической и учетной документацией по населенным пунктам.

5. При установлении черты сельских населенных пунктов выявляются /уточняются/ наличие землевладельцев и землепользователей, расположенных в черте населенного пункта, определяются /уточняются/ общая площадь земель, закрепленных за каждым из них, а также состав земельных угодий, находящихся в пользовании сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других предприятий, учреждений и организаций.

По каждому населенному пункту устанавливается потребность проживающих в нем жителей в земельных участках для развития /расширения/ личного подсобного хозяйства, животноводства, огородничества, выпаса личного скота, культурно-бытового, общественного, жилищного и иного строительства и определяется дополнительная площадь для удовлетворения этих потребностей.

6. Потребность в дополнительных участках, включаемых в состав земель сельских населенных пунктов, устанавливается исходя из перспективных проработок, имеющихся в архитектурно-градостроительной документации, с учетом необходимости возрождения сел и деревень, роста поголовья скота, находящегося в личном пользовании граждан, развития /расширения/ личных подсобных хозяйств, огородничества, животноводства. Дополнительная площадь земель для сельскохозяйственных целей определяется с учетом предельных размеров земельных участков, установленных местными Советами народных депутатов.

7. Дополнительные площади, необходимые для развития /расширения/ личного подсобного хозяйства, животноводства, огородничества и выпаса личного скота граждан, изыскиваются, как правило, из прилегающих к населенному пункту сельскохозяйственных угодий на территории землепользователей, где расположены сельские населенные пункты и в составе которых учитывались эти земли на момент проведения работ.

При невозможности включения или отсутствии земель, непосредственно прилегающих к населенному пункту, отбираются земельные участки, пригодные для сельскохозяйственного пользования на доступном расстоянии от населенного пункта.

8. Все земли, включенные в состав земель сельских населенных пунктов, передаются в ведение сельского Совета народных депутатов независимо от того, подлежат ли они изъятию из состава земель прежних землевладельцев, землепользователей или право землевладения, пользования сохраняется за ними.

9. Земли сельскохозяйственных предприятий, включенные в состав земель сельских населенных пунктов и предназначенные для использования в сельскохозяйственных целях /ведение личного подсобного хозяйства, индивидуального животноводства и садоводства, огородничества и выпаса личного скота населения/, а также земли общественного пользования, расположенные в черте населенного пункта, передаются в ведение сельских Советов народных депутатов с изъятием их из земель сельскохозяйственных предприятий, в составе которых они учитывались.

10. Земельные участки, включенные в состав земель сельских населенных пунктов для использования в сельскохозяйственных и иных целях, для перспективного развития населенных пунктов /резервные территории/ могут оставаться в пользовании сельскохозяйственных предприятий и изымаются из состава их земель по мере необходимости, а при изъятии таких территорий передаются в пользование на условиях аренды этим же сельскохозяйственным предприятиям.

11. Без изъятия в ведение сельских Советов народных депутатов передаются земельные участки сельскохозяйственных предприятий, занятые производственными и социальными объектами /животноводческие фермы, склады, хранилища, гаражи, мастерские, тока, подсобные промыслы, конторы, участки под многоэтажной застройкой и др./, а также земельные участки других предприятий, учреждений, и организаций, расположенные в черте населенного пункта и используемые в соответствии с предоставленными целями.

12. Установленная черта сельских населенных пунктов и границы земельных участков, необходимых для удовлетворения жителей в земельных участках для развития /расширения/ личного подсобного хозяйства, индивидуального животноводства и садоводства, огородничества, выпаса личного скота населения, а также иных целей, предусмотренных перспективами развития населенного пункта, согласовываются с землепользователями, из состава которых изымаются эти земельные участки, рассматриваются сельским Советом народных депутатов, районными архитектурно-градостроительными органами, Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам Якутской-Саха ССР и утверждаются районным Советом народных депутатов окончательно.

13. Передача земель в ведение сельских Советов народных депутатов осуществляется на основании решения местного Совета народных депутатов об установлении черты населенных пунктов и границ земельных участков, включаемых в состав земель сельских населенных пунктов, и об изъятии земель у совхозов, других землепользователей и отводы их сельскому Совету.

14. Утвержденные в установленном порядке черта сельского населенного пункта и границы дополнительных земельных участков, включаемых в состав земель, передаваемых в ведение сельского Совета народных депутатов, закрепляются в натуре /на местности/ межевыми знаками установленного образца.

15. Сельскому Совету народных депутатов выдаются чертежи сельских населенных пунктов и других земель, передаваемых в ведение сельского Совета народных депутатов, с указанием на них вновь установленной черты населенного пункта, границы землевладений и землепользований, находящихся на его территории, границы дополнительно передаваемых участков, а также ведомости площадей земельных угодий, передаваемых в ведение сельского Совета народных депутатов в целом и по каждому населенному пункту, ведомости площадей, подлежащих изъятию из состава земель сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других предприятий, перечень и площади землевладений, землепользователей, расположенных в пределах установленной черты.

16. Сельские Советы народных депутатов на переданных в их ведение землях в пределах своей компетенции осуществляют:

- учет земель, находящихся в его ведении;

- предоставление земельных участков в пожизненно наследуемое владение и пользование, в том числе в аренду с использованием проекта планировки и застройки населенного пункта;

- регистрацию права владения, пользования, аренды;

- взимание платы за землю;

- изъятие земель у землевладельцев и землепользователей;

- планирование использования земель;

- государственный контроль за использованием и охраной земель;

- защиту прав землевладельцев, землепользователей и арендаторов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»