ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 января 1992 года N 817-XII
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА 1992 ГОД
Верховный Совет Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить Государственную программу разгосударствления и приватизации в Республике Саха (Якутия) на 1992 год.
2. Установить, что законодательные акты Российской Федерации по программе приватизации на 1992 год действуют на территории Республики Саха (Якутия) в части, не противоречащей Государственной программе разгосударствления и приватизации в Республике Саха (Якутия) на 1992 год.
3. Правительству Республики Саха (Якутия):
- во втором квартале 1992 года представить на рассмотрение Верховного Совета Республики Саха (Якутия) изменения и дополнения к настоящей Программе с учетом опыта проведения разгосударствления и приватизации в первом квартале 1992 года;
- в двухмесячный срок разработать и представить на рассмотрение Верховного Совета Республики Саха (Якутия) программу разгосударствления агропромышленного комплекса.
4. Районным и городским Советам народных депутатов в двухмесячный срок утвердить местные программы разгосударствления и приватизации коммунальной собственности.
5. Опубликовать в печати настоящее постановление и изложение Государственной программы разгосударствления и приватизации в Республике Саха (Якутия) на 1992 год.
Председатель
Верховного Совета
Республики Саха (Якутия)
К.ИВАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА 1992 Г.
Процессы разгосударствления и приватизации собственности непосредственно затрагивают жизненно важные интересы абсолютного большинства населения.
Цель Программы - обеспечить регулируемое государством последовательное преобразование государственной формы собственности в иные формы собственности, приобретение гражданами и их объединениями имущества государственных предприятий. Программа является конкретизацией Закона о разгосударствлении и приватизации предприятий в Якутской-Саха ССР, его практическим применением.
Программа определяет масштабы, принципиальные основы проведения и результаты разгосударствления и приватизации собственности на 1992 г., охватывает только государственные предприятия, не затрагивая жилищную реформу; определяет единые для республики подходы к оценке стоимости имущества предприятий, к преобразованию государственных предприятий, устанавливает льготы и ограничения дифференцированно по отраслям и территориям, определяет иные приоритеты, а также финансовые результаты осуществления разгосударствления и приватизации и их распределение, условия предоставления кредитных ресурсов, участие органов государственного управления в разгосударствлении и приватизации собственности.
При проведении разгосударствления и приватизации обеспечивается учет общереспубликанских и местных, коллективных и личных интересов.
Направлениями проведения разгосударствления и приватизации в 1992 г. являются:
- разгосударствление и приватизация предприятий и организаций розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения и коммунального хозяйства, мелких предприятий промышленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства;
- начало разгосударствления средних и крупных предприятий различных отраслей народного хозяйства с созданием коллективных предприятий и акционерных обществ, других хозяйственных обществ и товариществ;
- разгосударствление и приватизация в первую очередь низкорентабельных и убыточных предприятий.
Выбор форм разгосударствления и приватизации производится с приоритетным учетом мнений трудовых коллективов, прогнозом экономических и социальных последствий.
К социально-экономическим последствиям разгосударствления и приватизации предприятий следует отнести:
- формирование новых отношений, субъектов собственности, усиление самостоятельности и ответственности новых собственников;
- повышение материальной заинтересованности людей в труде, развитие инициативы и предпринимательской деятельности;
- рост качества и объема продукции и услуг, улучшение состояния потребительского рынка;
- преодоление монополизма в экономике на основе развития конкуренции;
- улучшение финансового состояния народного хозяйства;
- освобождение органов государственной власти и управления от выполнения не свойственных им функций хозяйствования;
- формирование экономических отношений, построенных на базе рыночных структур, развитие товарных отношений.
Финансовые средства, полученные от продажи объектов приватизации или акций разгосударствляемых предприятий и т.д., зачисляются на счет республиканского фонда государственного имущества и во внебюджетные фонды местных Советов народных депутатов и используются в порядке, указанном в данной Программе.
Разгосударствление и приватизация предприятий государственной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства, т.е. так называемая "малая приватизация", будет осуществляться местными администрациями (созданными ими органами по управлению коммунальной собственностью), поэтому предложения, включенные в настоящую Программу, носят рекомендательный характер и представляют собой прогноз темпов и характера изменения отношений собственности в указанных отраслях.
Разгосударствлению и приватизации в этой отрасли не будут подлежать объекты государственной торговли, связанные с сохранением монопольного права государства на распределение и продажу определенной группы товаров (хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочные продукты, водка, группа продовольственных и непродовольственных товаров, распределяемых по карточкам), и республиканские и межрайонные оптовые базы.
Широкой приватизации объектов розничной торговли будет предшествовать реорганизация государственных предприятий розничной торговли путем выделения их из состава объединений, торгов, УРСов и ОРСов, предоставления им прав юридического лица и наделения собственными основными и оборотными средствами. Эту работу необходимо повсеместно завершить до 1 марта 1992 года.
С обеспечением хозяйственной самостоятельности предприятий государственной розничной торговли и предстоящей либерализацией цен практически на все виды товаров народного потребления (включая продовольственные) станет возможным проведение широкой приватизации этих предприятий.
С учетом специфики экономики торговли в Республике Саха (Якутия), особенностей товарообеспечения в 1992 году будет разгосударствлено и приватизировано не менее 70 процентов от общего числа государственных магазинов, столовых, ресторанов и кафе (т.е. примерно 2 тыс. единиц предприятий государственной торговли и общественного питания с суммарной стоимостью основных фондов около 320 млн. рублей).
Основной формой разгосударствления предприятий торговли и общественного питания будет передача этих предприятий в собственность трудовых коллективов, т.е. преобразование их в коллективные предприятия.
В целях обеспечения необходимых темпов и результатов приватизации предприятий торговли и общественного питания предлагается:
- Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по управлению госимуществом и приватизации, местным администрациям в срок до 15 февраля 1992 года составить списки предприятий торговли и общественного питания, подлежащих разгосударствлению и приватизации, по районам и городам, в срок до 1 марта 1992 года запросить предложения трудовых коллективов предприятий, включенных в указанные списки, о преобразовании их предприятия;
- установить, что предприятия торговли и общественного питания, включенные в списки подлежащих разгосударствлению и приватизации, трудовые коллективы которых не изъявили желания приобрести их имущество в коллективную собственность, после 1 марта 1992 года приватизируются в соответствии со статьей 21 Закона Якутской-Саха ССР "О разгосударствлении и приватизации предприятий в Якутской-Саха ССР", одним из условий продажи по конкурсу установить неизменность вида деятельности в течение пяти лет;
- установить, что период рассрочки при выкупе предприятий торговли и общественного питания в коллективную собственность не может превышать 3 года независимо от суммарной стоимости выкупаемого имущества;
- для государственных предприятий розничной торговли и общественного питания аренду государственного имущества, включая здания и сооружения, осуществлять на конкурсной основе. Правительству Республики Саха (Якутия) в срок до 1 февраля 1992 года разработать и утвердить Положение о конкурсе на аренду государственных предприятий розничной торговли и общественного питания;
- считать целесообразным в 1992 году приватизацию крупных предприятий розничной торговли (универмаги и универсамы) и общественного питания (рестораны, кафе и столовые) проводить на основе конкурсов, продавать в частную собственность небольшие предприятия торговли и общественного питания (в торговле продовольственными товарами - магазины с площадью до 100 кв. м, числом работающих до 10 человек, непродовольственными товарами - до 160 кв. м и 10 - 12 человек, столовые - с числом посадочных мест до 50);
Во исполнение Указа Президента РСФСР от 28 ноября 1991 года N 240 "О коммерциализации деятельности предприятий бытового обслуживания населения в РСФСР" необходимо в срок до 1 января 1992 года:
- выделить государственные предприятия бытового обслуживания населения (ателье, мастерские, бани, прачечные, химчистки, фотоателье, парикмахерские, пункты проката и др.) из состава объединений, трестов и предоставить этим предприятиям права юридического лица;
- провести регистрацию предприятий бытового обслуживания населения в установленном порядке, имея в виду сохранение профиля их деятельности и выполнение всех ранее заключенных хозяйственных договоров.
Правительству Республики Саха (Якутия) рассмотреть совместно с местными администрациями и внести в Верховный Совет Республики Саха (Якутия) предложение о системе государственного регулирования бытового обслуживания населения в республике.
Коммерциализация предприятий бытового обслуживания населения, либерализация цен практически на все виды бытовых услуг, отмена дотаций предприятиям из государственного бюджета будут способствовать ускорению приватизации предприятий в этой отрасли.
В 1992 году может быть разгосударствлено (преобразовано в коллективные предприятия и акционерные общества) и приватизировано не менее 90 процентов предприятий службы быта (за исключением предприятий, специализирующихся на ритуальных услугах населению и изготовлению изделий из драгоценных металлов и золота).
Для организации работ по разгосударствлению и приватизации предприятий бытового обслуживания населения необходимо:
- Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по управлению госимуществом и приватизации и местным администрациям в срок до 15 февраля 1992 года составить списки предприятий отрасли, подлежащих разгосударствлению и приватизации, по районам и городам республики и в срок до 1 марта 1992 года запросить предложения трудовых коллективов этих предприятий о преобразовании предприятий;
- установить, что предприятия бытового обслуживания населения, включенные в списки подлежащих разгосударствлению и приватизации, и трудовые коллективы которых не изъявили желания приобретать их имущество в коллективную собственность, после 1 марта 1992 года приватизируются в соответствии со статьей 21 Закона Якутской-Саха ССР "О разгосударствлении и приватизации предприятий в Якутской-Саха ССР";
- установить, что период рассрочки платежей при выкупе предприятий бытового обслуживания населения в коллективную собственность не может превышать 3 года независимо от суммарной стоимости выкупаемого имущества;
- для государственных предприятий бытового обслуживания населения аренду государственного имущества осуществлять на конкурсной основе в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Саха (Якутия);
- преобразовать предприятия по ремонту сложной бытовой техники, радио- и телеаппаратуры, химической чистке одежды в республиканские акционерные общества (компании) с участием Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по управлению госимуществом и приватизации, местных администраций и трудовых коллективов;
- рекомендовать местным администрациям предприятия бытового обслуживания населения с численностью работающих менее 20 человек и стоимостью основных фондов менее 100 тысяч рублей продавать в частную собственность на конкурсной основе.
Приватизация государственного и коммунального жилищного фонда проводится в соответствии с Законом Якутской-Саха ССР "О приватизации жилищного фонда в Якутской-Саха ССР".
Предприятия коммунального хозяйства, не подлежащие разгосударствлению и приватизации, указаны в приложении N 1.
В 1992 году будут преобразованы в коллективные предприятия Якутское строительно-монтажное управление "Гордормостстрой", ремонтно-строительное управление Якутского городского производственного жилищно-эксплуатационного треста, предприятие "Зеленстрой".
С передачей большинства предприятий жилищно-коммунального хозяйства в коммунальную собственность и в связи с разгосударствлением части основных предприятий представляется целесообразным реорганизация территориально-производственного объединения "Якутжилкомхоз". Правительству Республики Саха (Якутия) представить предложения по данному вопросу в Верховный Совет Республики Саха (Якутия) до 15 февраля 1992 г.
В 1992 году будут преобразованы в коллективные предприятия и акционерные общества производственное объединение "Якутмебель", Якутский комбинат надомного труда, проектно-конструкторские бюро ММП, Якутское строительно-монтажное управление Минместпрома, автотранспортная колонна, Хандыгский завод строительных материалов, Амгинский, Верхневилюйский, Вилюйский, Ленинский, Мегино-Кангаласский, Олекминский, Сунтарский, Усть-Майский и Чурапчинский деревообрабатывающие комбинаты, малое государственное предприятие "Исток". Якутский кожевенно-обувной комбинат и Якутская швейная фабрика будут преобразованы, в акционерные компании с участием Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по управлению госимуществом и приватизации, трудовых коллективов этих предприятий.
Предполагается реализация части акций указанных предприятий на фондовых биржах. Общая стоимость приватизируемого имущества на предприятиях местной промышленности составляет более 50 млн. рублей.
Предприятия производственного объединения "Якутлес" - Витимский, Олекминский, Ленский, Визирнинский, Крестовский леспромхозы, Табагинский и Томмотский лесокомбинаты, Якутская и Тиксинская лесосплавные конторы, Якутская ПМК и другие предприятия - предполагается акционировать, общая стоимость основных фондов на этих предприятиях составляет более 74 млн. рублей. Часть акций будет принадлежать трудовым коллективам, некоторая часть - Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по управлению госимуществом, определенное количество будет реализовано через подписку и биржевые структуры.
В Алданском, Таттинском, Горном, Ленском, Мегино-Кангаласском, Мирнинском, Нерюнгринском, Орджоникидзевском, Олекминском, Усть-Майском и Якутском лесхозах промышленная часть этих предприятий должна быть выделена из основной деятельности и в последующем до конца 1992 года приватизирована. При этом приватизация будет осуществляться по принципу: трудовой коллектив вновь образованного государственного предприятия в течение месяца имеет возможность определиться в преобразовании своего предприятия, по истечении месяца Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по управлению госимуществом и приватизации принимает решение о приватизации предприятия с аукциона или по конкурсу.