ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 января 1992 года N 817-XII

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА 1992 ГОД

Верховный Совет Республики Саха (Якутия) постановляет:

1. Утвердить Государственную программу разгосударствления и приватизации в Республике Саха (Якутия) на 1992 год.

2. Установить, что законодательные акты Российской Федерации по программе приватизации на 1992 год действуют на территории Республики Саха (Якутия) в части, не противоречащей Государственной программе разгосударствления и приватизации в Республике Саха (Якутия) на 1992 год.

3. Правительству Республики Саха (Якутия):

- во втором квартале 1992 года представить на рассмотрение Верховного Совета Республики Саха (Якутия) изменения и дополнения к настоящей Программе с учетом опыта проведения разгосударствления и приватизации в первом квартале 1992 года;

- в двухмесячный срок разработать и представить на рассмотрение Верховного Совета Республики Саха (Якутия) программу разгосударствления агропромышленного комплекса.

4. Районным и городским Советам народных депутатов в двухмесячный срок утвердить местные программы разгосударствления и приватизации коммунальной собственности.

5. Опубликовать в печати настоящее постановление и изложение Государственной программы разгосударствления и приватизации в Республике Саха (Якутия) на 1992 год.

Председатель
Верховного Совета
Республики Саха (Якутия)
К.ИВАНОВ





Утверждена
постановлением Верховного Совета
Республики Саха (Якутия)
от 31 января 1992 года N 817-XII

 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА 1992 Г.

Раздел I. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ, НАПРАВЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ


Процессы разгосударствления и приватизации собственности непосредственно затрагивают жизненно важные интересы абсолютного большинства населения.

Цель Программы - обеспечить регулируемое государством последовательное преобразование государственной формы собственности в иные формы собственности, приобретение гражданами и их объединениями имущества государственных предприятий. Программа является конкретизацией Закона о разгосударствлении и приватизации предприятий в Якутской-Саха ССР, его практическим применением.

Программа определяет масштабы, принципиальные основы проведения и результаты разгосударствления и приватизации собственности на 1992 г., охватывает только государственные предприятия, не затрагивая жилищную реформу; определяет единые для республики подходы к оценке стоимости имущества предприятий, к преобразованию государственных предприятий, устанавливает льготы и ограничения дифференцированно по отраслям и территориям, определяет иные приоритеты, а также финансовые результаты осуществления разгосударствления и приватизации и их распределение, условия предоставления кредитных ресурсов, участие органов государственного управления в разгосударствлении и приватизации собственности.

При проведении разгосударствления и приватизации обеспечивается учет общереспубликанских и местных, коллективных и личных интересов.

Направлениями проведения разгосударствления и приватизации в 1992 г. являются:

- разгосударствление и приватизация предприятий и организаций розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения и коммунального хозяйства, мелких предприятий промышленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства;

- начало разгосударствления средних и крупных предприятий различных отраслей народного хозяйства с созданием коллективных предприятий и акционерных обществ, других хозяйственных обществ и товариществ;

- разгосударствление и приватизация в первую очередь низкорентабельных и убыточных предприятий.

Выбор форм разгосударствления и приватизации производится с приоритетным учетом мнений трудовых коллективов, прогнозом экономических и социальных последствий.

К социально-экономическим последствиям разгосударствления и приватизации предприятий следует отнести:

- формирование новых отношений, субъектов собственности, усиление самостоятельности и ответственности новых собственников;

- повышение материальной заинтересованности людей в труде, развитие инициативы и предпринимательской деятельности;

- рост качества и объема продукции и услуг, улучшение состояния потребительского рынка;

- преодоление монополизма в экономике на основе развития конкуренции;

- улучшение финансового состояния народного хозяйства;

- освобождение органов государственной власти и управления от выполнения не свойственных им функций хозяйствования;

- формирование экономических отношений, построенных на базе рыночных структур, развитие товарных отношений.

Финансовые средства, полученные от продажи объектов приватизации или акций разгосударствляемых предприятий и т.д., зачисляются на счет республиканского фонда государственного имущества и во внебюджетные фонды местных Советов народных депутатов и используются в порядке, указанном в данной Программе.

Раздел II. ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ      

2.1. "Малая приватизация"


Разгосударствление и приватизация предприятий государственной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства, т.е. так называемая "малая приватизация", будет осуществляться местными администрациями (созданными ими органами по управлению коммунальной собственностью), поэтому предложения, включенные в настоящую Программу, носят рекомендательный характер и представляют собой прогноз темпов и характера изменения отношений собственности в указанных отраслях.


2.1.1. Торговля и общественное питание


Разгосударствлению и приватизации в этой отрасли не будут подлежать объекты государственной торговли, связанные с сохранением монопольного права государства на распределение и продажу определенной группы товаров (хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочные продукты, водка, группа продовольственных и непродовольственных товаров, распределяемых по карточкам), и республиканские и межрайонные оптовые базы.

Широкой приватизации объектов розничной торговли будет предшествовать реорганизация государственных предприятий розничной торговли путем выделения их из состава объединений, торгов, УРСов и ОРСов, предоставления им прав юридического лица и наделения собственными основными и оборотными средствами. Эту работу необходимо повсеместно завершить до 1 марта 1992 года.

С обеспечением хозяйственной самостоятельности предприятий государственной розничной торговли и предстоящей либерализацией цен практически на все виды товаров народного потребления (включая продовольственные) станет возможным проведение широкой приватизации этих предприятий.

С учетом специфики экономики торговли в Республике Саха (Якутия), особенностей товарообеспечения в 1992 году будет разгосударствлено и приватизировано не менее 70 процентов от общего числа государственных магазинов, столовых, ресторанов и кафе (т.е. примерно 2 тыс. единиц предприятий государственной торговли и общественного питания с суммарной стоимостью основных фондов около 320 млн. рублей).

Основной формой разгосударствления предприятий торговли и общественного питания будет передача этих предприятий в собственность трудовых коллективов, т.е. преобразование их в коллективные предприятия.

В целях обеспечения необходимых темпов и результатов приватизации предприятий торговли и общественного питания предлагается:

- Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по управлению госимуществом и приватизации, местным администрациям в срок до 15 февраля 1992 года составить списки предприятий торговли и общественного питания, подлежащих разгосударствлению и приватизации, по районам и городам, в срок до 1 марта 1992 года запросить предложения трудовых коллективов предприятий, включенных в указанные списки, о преобразовании их предприятия;

- установить, что предприятия торговли и общественного питания, включенные в списки подлежащих разгосударствлению и приватизации, трудовые коллективы которых не изъявили желания приобрести их имущество в коллективную собственность, после 1 марта 1992 года приватизируются в соответствии со статьей 21 Закона Якутской-Саха ССР "О разгосударствлении и приватизации предприятий в Якутской-Саха ССР", одним из условий продажи по конкурсу установить неизменность вида деятельности в течение пяти лет;

- установить, что период рассрочки при выкупе предприятий торговли и общественного питания в коллективную собственность не может превышать 3 года независимо от суммарной стоимости выкупаемого имущества;

- для государственных предприятий розничной торговли и общественного питания аренду государственного имущества, включая здания и сооружения, осуществлять на конкурсной основе. Правительству Республики Саха (Якутия) в срок до 1 февраля 1992 года разработать и утвердить Положение о конкурсе на аренду государственных предприятий розничной торговли и общественного питания;

- считать целесообразным в 1992 году приватизацию крупных предприятий розничной торговли (универмаги и универсамы) и общественного питания (рестораны, кафе и столовые) проводить на основе конкурсов, продавать в частную собственность небольшие предприятия торговли и общественного питания (в торговле продовольственными товарами - магазины с площадью до 100 кв. м, числом работающих до 10 человек, непродовольственными товарами - до 160 кв. м и 10 - 12 человек, столовые - с числом посадочных мест до 50);


2.1.2. Бытовое обслуживание населения


Во исполнение Указа Президента РСФСР от 28 ноября 1991 года N 240 "О коммерциализации деятельности предприятий бытового обслуживания населения в РСФСР" необходимо в срок до 1 января 1992 года:

- выделить государственные предприятия бытового обслуживания населения (ателье, мастерские, бани, прачечные, химчистки, фотоателье, парикмахерские, пункты проката и др.) из состава объединений, трестов и предоставить этим предприятиям права юридического лица;

- провести регистрацию предприятий бытового обслуживания населения в установленном порядке, имея в виду сохранение профиля их деятельности и выполнение всех ранее заключенных хозяйственных договоров.

Правительству Республики Саха (Якутия) рассмотреть совместно с местными администрациями и внести в Верховный Совет Республики Саха (Якутия) предложение о системе государственного регулирования бытового обслуживания населения в республике.

Коммерциализация предприятий бытового обслуживания населения, либерализация цен практически на все виды бытовых услуг, отмена дотаций предприятиям из государственного бюджета будут способствовать ускорению приватизации предприятий в этой отрасли.

В 1992 году может быть разгосударствлено (преобразовано в коллективные предприятия и акционерные общества) и приватизировано не менее 90 процентов предприятий службы быта (за исключением предприятий, специализирующихся на ритуальных услугах населению и изготовлению изделий из драгоценных металлов и золота).

Для организации работ по разгосударствлению и приватизации предприятий бытового обслуживания населения необходимо:

- Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по управлению госимуществом и приватизации и местным администрациям в срок до 15 февраля 1992 года составить списки предприятий отрасли, подлежащих разгосударствлению и приватизации, по районам и городам республики и в срок до 1 марта 1992 года запросить предложения трудовых коллективов этих предприятий о преобразовании предприятий;

- установить, что предприятия бытового обслуживания населения, включенные в списки подлежащих разгосударствлению и приватизации, и трудовые коллективы которых не изъявили желания приобретать их имущество в коллективную собственность, после 1 марта 1992 года приватизируются в соответствии со статьей 21 Закона Якутской-Саха ССР "О разгосударствлении и приватизации предприятий в Якутской-Саха ССР";

- установить, что период рассрочки платежей при выкупе предприятий бытового обслуживания населения в коллективную собственность не может превышать 3 года независимо от суммарной стоимости выкупаемого имущества;

- для государственных предприятий бытового обслуживания населения аренду государственного имущества осуществлять на конкурсной основе в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Саха (Якутия);

- преобразовать предприятия по ремонту сложной бытовой техники, радио- и телеаппаратуры, химической чистке одежды в республиканские акционерные общества (компании) с участием Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по управлению госимуществом и приватизации, местных администраций и трудовых коллективов;

- рекомендовать местным администрациям предприятия бытового обслуживания населения с численностью работающих менее 20 человек и стоимостью основных фондов менее 100 тысяч рублей продавать в частную собственность на конкурсной основе.


2.1.3. Жилищно-коммунальное хозяйство

Приватизация государственного и коммунального жилищного фонда проводится в соответствии с Законом Якутской-Саха ССР "О приватизации жилищного фонда в Якутской-Саха ССР".

Предприятия коммунального хозяйства, не подлежащие разгосударствлению и приватизации, указаны в приложении N 1.

В 1992 году будут преобразованы в коллективные предприятия Якутское строительно-монтажное управление "Гордормостстрой", ремонтно-строительное управление Якутского городского производственного жилищно-эксплуатационного треста, предприятие "Зеленстрой".

С передачей большинства предприятий жилищно-коммунального хозяйства в коммунальную собственность и в связи с разгосударствлением части основных предприятий представляется целесообразным реорганизация территориально-производственного объединения "Якутжилкомхоз". Правительству Республики Саха (Якутия) представить предложения по данному вопросу в Верховный Совет Республики Саха (Якутия) до 15 февраля 1992 г.

2.2. Разгосударствление и приватизация предприятий промышленности, транспорта, строительного комплекса и других отраслей народного хозяйства


      2.2.1. Местная промышленность


В 1992 году будут преобразованы в коллективные предприятия и акционерные общества производственное объединение "Якутмебель", Якутский комбинат надомного труда, проектно-конструкторские бюро ММП, Якутское строительно-монтажное управление Минместпрома, автотранспортная колонна, Хандыгский завод строительных материалов, Амгинский, Верхневилюйский, Вилюйский, Ленинский, Мегино-Кангаласский, Олекминский, Сунтарский, Усть-Майский и Чурапчинский деревообрабатывающие комбинаты, малое государственное предприятие "Исток". Якутский кожевенно-обувной комбинат и Якутская швейная фабрика будут преобразованы, в акционерные компании с участием Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по управлению госимуществом и приватизации, трудовых коллективов этих предприятий.

Предполагается реализация части акций указанных предприятий на фондовых биржах. Общая стоимость приватизируемого имущества на предприятиях местной промышленности составляет более 50 млн. рублей.


2.2.2. Лесная промышленность


Предприятия производственного объединения "Якутлес" - Витимский, Олекминский, Ленский, Визирнинский, Крестовский леспромхозы, Табагинский и Томмотский лесокомбинаты, Якутская и Тиксинская лесосплавные конторы, Якутская ПМК и другие предприятия - предполагается акционировать, общая стоимость основных фондов на этих предприятиях составляет более 74 млн. рублей. Часть акций будет принадлежать трудовым коллективам, некоторая часть - Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по управлению госимуществом, определенное количество будет реализовано через подписку и биржевые структуры.

В Алданском, Таттинском, Горном, Ленском, Мегино-Кангаласском, Мирнинском, Нерюнгринском, Орджоникидзевском, Олекминском, Усть-Майском и Якутском лесхозах промышленная часть этих предприятий должна быть выделена из основной деятельности и в последующем до конца 1992 года приватизирована. При этом приватизация будет осуществляться по принципу: трудовой коллектив вновь образованного государственного предприятия в течение месяца имеет возможность определиться в преобразовании своего предприятия, по истечении месяца Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по управлению госимуществом и приватизации принимает решение о приватизации предприятия с аукциона или по конкурсу.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»