ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 ноября 1993 года N 473
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Республики Саха (Якутия)
от 5 ноября 2024 года N 536
____________________________________________________________________
Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить прилагаемые к настоящему постановлению Правила бытового обслуживания населения в Республике Саха (Якутия) и ввести их в действие с 1 ноября 1993 года.
2. Опубликовать настоящее постановление в республиканской местной печати.
В.ШТЫРОВ
ПРАВИЛА БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
1.1. Правила бытового обслуживания населения в Республике Саха (Якутия) разработаны на основе Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлением Верховного Совета Республики Саха (Якутия) от 25 марта 1993 года N 1406-XII, и регулируют отношения между потребителями и исполнителями в сфере бытовых услуг.
1.2. Правила распространяются на всех юридических лиц, независимо от их ведомственной принадлежности, форм собственности и организационно-правовых форм, а также на граждан, занимающихся оказанием услуг (выполнением работ) на территории Республики Саха (Якутия) без образования юридического лица.
Исключение составляют юридические лица и граждане-предприниматели, занимающиеся грузовыми перевозками для населения, техническим обслуживанием и ремонтом транспортных средств, принадлежащих гражданам, а также оказывающие услуги ломбардов и камер хранения, услуги по устранению недостатков в приобретенных в торговой сети изделиях в период гарантийного срока их эксплуатации.
1.3. Если исполнители, наряду с изготовлением одежды, головных уборов, мебели, кожгалантерейных, металлических и других изделий по индивидуальным заказам граждан, осуществляют изготовление изделий в порядке массового или серийного производства без предварительного заказа потребителей и последующую их реализацию населению, то их отношения с потребителями (включая требования к качеству изделий, гарантии, меры ответственности и другое) регулируются в порядке, установленном вторым разделом "Защита прав потребителей при продаже товаров" Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
1.4. Предприятия, оказывающие услуги (выполняющие работы), обязаны иметь вывеску с указанием профиля и формы организации деятельности, фирменного наименования (если оно имеется) и юридического адреса (местонахождения собственника), а также вывеску с указанием режима работы.
Гражданин-предприниматель обязан предоставить информацию о регистрации и наименовании органа, его зарегистрировавшего, а также информацию о стандарте, обязательные требования которого распространяются на оказываемые услуги (выполняемые работы), сведения об их сертификации.
1.5. Исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю информацию в наглядной и доступной форме об оказываемых услугах (выполняемых работах), форме и порядке оплаты услуг (работ), включая и те случаи, когда обслуживание производится вне постоянного места нахождения предприятия - во временных помещениях передвижными приемными пунктами, выездными бригадами и тому подобное.
В помещениях предприятия, где производится прием заказов, эта информация должна находиться в удобном для обозрения потребителем месте и в обязательном порядке содержать:
а) Правила бытового обслуживания населения в Республике Саха (Якутия);
б) извлечения (выписки) из Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей";
в) нормативные документы органов местной администрации по вопросам бытового обслуживания населения;
г) сведения об органе по защите прав потребителей при Правительстве Республики Саха (Якутия), местной администрации;
д) перечень основных видов услуг (работ) и форм их предоставления, а также сопутствующих и других услуг (работ) и форм обслуживания, предоставляемых по желанию потребителя;
е) наименование стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать качество услуг (работ) и обслуживания потребителей, а также гарантийные обязательства исполнителя услуг (работ);
ж) прейскуранты (выписки из прейскурантов) либо цены на предоставляемые виды услуг (работ), а также цены на используемые при этом материалы, запасные части и фурнитуру исполнителя (обозначенные на их образцах);
з) лицензию на право оказания данной услуги (работы), если лицензирование предусмотрено законодательством Республики Саха (Якутия);
и) витрины (журналы мод, альбомы) с образцами (моделями) рекомендуемых потребителю изготавливаемых изделий (выполняемых работ);
к) образцы предлагаемых потребителю материалов и фурнитуры исполнителя, используемых при оказании услуг (выполнении работ);
л) сведения (объявления) о режиме работы исполнителя, его юридическом адресе и номере телефона;
м) сведения о льготах и преимуществах, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) для отдельных категорий потребителей.
1.6. Если предоставление ненадлежащей информации (недостоверной или недостаточно полной) об услуге (работе), а также об исполнителе повлекло:
а) оказание услуги (выполнение работы), не обладающей необходимыми потребителю свойствами, - он вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения причиненных ему убытков;
б) причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя - последний вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения причиненных ему убытков в полном объеме, если действующим законодательством не предусмотрена иная ответственность.
2.1. Исполнитель принимает заказы на услуги (работы), которые соответствуют профилю его деятельности.
Заказы на услуги (работы) принимаются непосредственно на предприятиях, в их филиалах либо в приемных пунктах на месту работы, учебы, отдыха и жительства потребителей, а также по телефону (в том числе автоматическими установками) и по почте.
2.2. Заказ на оказание услуги (выполнение работы) оформляется договором (квитанцией) или иным документом установленной формы, в котором заполняются все указанные в нем реквизиты:
юридический адрес исполнителя, фамилия и инициалы заказчика, его телефон или адрес;
дата приема заказа, сроки начала и окончания исполнения заказа, сумма аванса (полная сумма), подписи принявшего и сдавшего заказ;
вид услуги (работы), полное наименование материалов (вещи) исполнителя и потребителя, их стоимость и количество, необходимое для оказания услуги (выполнения работы), заводской номер сдаваемого в ремонт изделия;
другие реквизиты.
Прием заказов на изготовление изделий производится по журналам мод или образцам, а также по эскизам потребителя. По его желанию, подтвержденному подписью, могут быть сделаны согласованные с исполнителем отступления от образцов и технологий изготовления изделия, если они не угрожают безопасности, жизни и здоровью потребителя, окружающей среде, а также не причиняют вреда имуществу потребителя.
Заказы могут оформляться также путем выдачи жетона, талона, кассового чека и тому подобного.
2.3. Условия договора или иного документа, которым оформляется заказ, ущемляющие права потребителей по сравнению с предусмотренными Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и настоящими Правилами, признаются недействительными.
Если в результате применения условий договора, ущемляющих права потребителя, у него возникли убытки, то они подлежат возмещению исполнителем в полном объеме, в том числе и убытки, причиненные нарушением прав потребителя на свободный выбор видов услуг (работ).
2.4. Исполнитель не вправе навязывать потребителю дополнительные виды услуг (работ), предоставляемых за плату, а также обуславливать исполнение одних услуг (работ) обязательным исполнением других. Оказание услуг (выполнение работ) с применением форм срочного обслуживания (со взиманием надбавки за срочность), оказание сопутствующих услуг (аппретирование, антимолевая и другая обработка вещей при их химической чистке и другое) могут производиться исполнителем только по желанию потребителя.
Потребитель вправе потребовать возврата сумм, уплаченных за дополнительные услуги (работы), оказанные (выполненные) без его согласия.
2.5. Потребитель вправе расторгнуть договор об оказании услуги (выполнении работы) во всякое время, уплатив исполнителю вознаграждение за выполненную работу и возместив ему прямые убытки, причиненные расторжением договора.
После выполнения (или аннулирования) заказа исполнитель обязан представить потребителю отчет о расходовании оплаченных им материалов и возвратить их остатки, а также замененные (неисправные) узлы и детали.
2.6. Исполнитель отвечает за сохранность и правильное использование передаваемых ему потребителем материалов (вещи).
В случае полной или частичной утраты (повреждения) материалов (вещи), принятых от потребителя, исполнитель обязан в трехдневный срок заменить его однородным материалом (вещью) аналогичного качества, а при отсутствии таковых - возместить потребителю двукратную стоимость утраченного (поврежденного) материала (вещи), а также расходы, понесенные потребителем. В случае полной или частичной утраты (повреждения) материала (вещи) потребителя исполнитель обязан по желанию потребителя незамедлительно возобновить договор и изготовить изделие из однородного материала (вещи) в кратчайший технически возможный срок.
Исполнитель освобождается от ответственности за полную или частичную утрату (повреждение) материала (вещи), принятого от потребителя, если потребитель был предупрежден исполнителем об его особых свойствах, которые могут повлечь его утрату (повреждение). Незнание исполнителем указанных свойств не освобождает его от ответственности.
Исполнитель обязан своевременно предупредить потребителя:
о непригодности или недоброкачественности материала (вещи), полученного от потребителя;
о том, что выполнение указаний потребителя и иные обстоятельства, зависящие от последнего, грозят годности и прочности выполняемой работы;
об условиях эффективного и безопасного пользования приготовленными (отремонтированными, обработанными) изделиями, результатами других услуг (работ);
о наличии иных, независящих от исполнителя обстоятельств, которые угрожают качеству оказываемой потребителю услуги (выполняемой работы).
Если потребитель, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны исполнителя, в соразмерный срок не заменит непригодный или недоброкачественный материал, не изменит указаний о способе выполнения работы либо не устранит иных обстоятельств, грозящих его годности и прочности, исполнитель вправе расторгнуть договор и взыскать причиненные убытки.
Если исполнитель не предупредил потребителя о непригодности или недоброкачественности материала (вещи), невозможности выполнения указаний потребителя о способе выполнения работы, а также о наличии иных, независящих от исполнителя обстоятельств, грозящих ее годности и прочности, и не указал об этом в документе установленной формы, он несет ответственность за ненадлежащее исполнение заказа.
2.7. При утере договора (квитанции) или иного документа, которым оформляется заказ, потребитель обязан известить об этом исполнителя.
В этом случае указанное в договоре изделие выдается по письменному заявлению потребителя с предъявлением паспорта или иного документа, удостоверяющего его личность.
3.1. Исполнитель обеспечивает:
соблюдение режима работы, установленного решением соответствующего органа местной администрации для государственных (муниципальных) предприятий или объявленного собственником - для предприятий иных организационно-правовых форм;
оказание услуг (выполнение работ) надлежащего качества, соответствующего обязательным требованиям стандартов, условия заключенного с потребителем договора, обычно предъявляемым требованиям, а также информации об оказываемых услугах (выполняемых работах);
безопасность изготовленных (отремонтированных) изделий в течение установленного срока их эксплуатации и других оказанных услуг (выполненных работ);
выполнение гарантийных обязательств на изготовленные (отремонтированные) изделия, здания (жилье) и другое в течение сроков, предусмотренных в стандартах. Эти сроки исчисляются со дня получения заказа (выполненной работы) потребителем, а в случае несвоевременного его получения по вине потребителя - со дня, следующего за десятым днем после установленного договором срока (дня) исполнения заказа (работы).
3.2. Исполнитель обязан оказать услугу (выполнить работу) в сроки, обусловленные договором. Срок исполнения заказа исчисляется начиная со следующего дня после календарной даты приема заказа (работы). Если начало и конец срока исполнения заказа приходится на нерабочий день, то им считается следующий за ним рабочий день.
При оказании услуг на дому у потребителя или в другом месте (например, на садовом участке) исполнитель обеспечивает явку работника в согласованное с потребителем время, а потребитель обязан создать необходимые условия для оказания услуги (выполнения работы).
Срок оказания услуги (выполнения работы) может определяться датой (периодом времени), к которой она должна быть оказана (выполнена), а также датой (периодом времени), когда исполнитель должен приступить к ее оказанию (выполнению). Если договором обусловлено, что услуга (работа) оказывается (выполняется) по частям в течение срока действия договора, то должны предусматриваться соответствующие частные сроки (периоды) ее оказания (выполнения).
3.3. Права потребителя и исполнителя в случае нарушения сроков оказания услуги (выполнения работы) или несвоевременного получения заказа:
а) если исполнитель своевременно не приступил к исполнению заказа или во время его исполнения стало очевидным, что заказ не будет исполнен в установленный срок, а также в случае нарушения срока исполнения заказа потребитель вправе по своему выбору:
назначить новый срок, в течение которого он должен приступить к исполнению заказа и (или) его исполнить;
поручить исполнение заказа другому лицу за счет исполнителя;
потребовать уменьшения вознаграждения за услугу (работу);
расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков;
б) назначенные новые сроки, в течение которых исполнитель должен приступить к исполнению заказа (или выполнить работу), указываются в договоре.