ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 января 1995 года N 6
О КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства РС(Я) от 05.12.2017 N 396.
____________________________________________________________________
В условиях изменения системы общественного развития, многообразия форм собственности для здравоохранения Республики Саха (Якутия) актуальным является введение многоканальности финансирования, повышение эффективности и качества оказания медицинских услуг населению.
В целях сохранения и улучшения состояния здоровья населения, оптимального функционирования системы здравоохранения Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить и ввести в действие Концепцию государственной политики по охране здоровья населения Республики Саха (Якутия) на период до 2000 года.
2. Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия):
2.1. Осуществить дальнейшее реформирование системы охраны здоровья населения Республики Саха (Якутия) в соответствии с данной Концепцией.
2.2. В течение 1995 года внести на рассмотрение в Государственное Собрание (Ил Тумэн) предложения об изменениях и дополнениях к Закону Республики Саха (Якутия) "Об охране здоровья населения" и проект Закона Республики Саха (Якутия) "О медицинском страховании граждан в Республике Саха (Якутия)".
2.3. В срок до 15 апреля 1995 года представить в Правительство Республики Саха (Якутия) приоритетные целевые программы по охране здоровья населения, нормативные акты по реализации Закона Республики Саха (Якутия) "Об охране здоровья населения".
3. Главам администраций улусов и городов республиканского подчинения:
3.1. При формировании социальных программ и улусного бюджета считать обеспечение охраны здоровья населения приоритетным направлением.
3.2. Продолжить оказание государственной поддержки реализации намеченных программ в области укрепления и модернизации материально-технической базы медицинских и аптечных учреждений.
4. Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия), главам администраций улусов и городов республиканского подчинения провести необходимую организационную работу по реализации данной Концепции, привлекая к выполнению все заинтересованные министерства, комитеты, ведомства республики.
5. Контроль за исполнением данного постановления возложить на Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия).
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Ю.КАЙДЫШЕВ
КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА
В настоящее время в развитии системы здравоохранения имеется ряд узких мест, нерешенных проблем и серьезных недостатков. Острой остается обеспеченность учреждений здравоохранения высококвалифицированным медперсоналом высшего и среднего звена, требуется также принятие мер по подготовке специалистов фармацевтического направления для обеспечения нарождающейся фармацевтической промышленности республики. Вплоть до настоящего времени низким является уровень развития специализированной медицинской помощи. По сравнению с другими регионами России слаба материально-техническая база и обеспеченность учреждений здравоохранения медицинской техникой и оборудованием. В условиях перехода к рыночной экономике и изменения форм собственности должна кардинально измениться политика Правительства по организации охраны здоровья населения республики. Прежде всего потребуется переход учреждений здравоохранения на многоканальное финансирование и внедрение малозатратных медицинских технологий.
Целью настоящей Концепции является сохранение и улучшение состояния здоровья населения Республики Саха (Якутия), создание необходимых условий для достижения высокого уровня индивидуального и общественного здоровья на основе реформирования системы здравоохранения Республики Саха (Якутия).
На начало 1994 года в Республике Саха (Якутия) функционировало 408 амбулаторно-поликлинических учреждений, действовали 318 больниц на 16866 коек. В системе здравоохранения Республики Саха (Якутия) трудятся 28629 человек, из них 3983 врача с высшим образованием, 11602 специалиста со средним специальным медицинским образованием.
Начиная с конца 70-х и начала 80-х годов были отмечены отрицательные тенденции в динамике показателей состояния здоровья населения республики, обусловленные экономической нестабильностью, ухудшением социально-бытовых условий и экологической ситуации в регионе.
В настоящее время в республике продолжает ухудшаться состояние здоровья населения. Так, показатель смертности населения возрос с 6,1 в 1989 году до 9,0 в 1993 году, за этот же период снизился естественный прирост населения с 15,0 до 6,9 на 1000 населения.
В последние годы у детей отмечается повышение заболеваемости: травмами и отравлениями в 1,5 раза, врожденными пороками развития, болезнями системы кровообращения, органов дыхания, эндокринной системы в 1,1 раза и новообразованиями в 1,5 раза. Наблюдается рост детской инвалидности.
Отчетливо прослеживается тенденция к ухудшению некоторых показателей здоровья населения республики, роста инвалидизации граждан, связанных с алкоголизацией, злоупотреблением наркотическими и одурманивающими средствами, особенно среди молодежи, а также детей и женщин. Это вызывает серьезные опасения с точки зрения общественного здравоохранения.
Недостаточный уровень оказания специализированной медицинской помощи населению (онкологической, гастроэнтерологической, пульмонологической, нефрологической и т.д.) является причиной поздней диагностики ряда заболеваний, особенно злокачественных новообразований, роста смертности от соматических заболеваний.
Не соответствует современным требованиям качественный состав медицинских кадров. Так, соотношение узких специалистов и врачей общей практики соответствует уровню 30-х годов в развитых странах мира.
Несмотря на достаточный уровень обеспеченности населения медицинскими кадрами и коечным фондом, по сравнению со среднефедеративными данными высок процент населенных пунктов, не имеющих врачебных участков.
В последние годы отмечается отток медицинских кадров, что обуславливает их дефицит. В настоящее время при ежегодной потребности во врачебных кадрах в 600 человек медицинский институт выпускает 93-96 врачей. Отмечается острая нехватка врачей-стоматологов, а в будущем - нехватка фармацевтических кадров в связи с зарождением в республике фармацевтической промышленности.
Материально-техническая база лечебно-профилактических учреждений республики на 70% требует обновления, низким является их техническая оснащенность. Степень износа зданий в республике составляет 62%. Аварийные здания составляют 38%, неотложного капремонта требует 46% зданий.
Фондовооруженность стационарных учреждений составляет 43% от норматива, амбулаторно-поликлинических учреждений - 36%.
При таких крайне низких ресурсных показателях очень трудно гарантировать необходимый объем и качество медицинской помощи и организовать рынок медицинских услуг.
Не используется в полной мере научный потенциал высших учебных заведений, наблюдаются трудности в подготовке научных кадров, медленно растет их количественный и качественный состав.
Все вышеизложенное требует крупных инвестиций в здравоохранение, поскольку все это невозможно осуществить только за счет бюджета. Назрела необходимость принять безотлагательные меры по сохранению накопленного системой здравоохранения положительного опыта по преодолению сложившихся противоречий и негативных явлений, по переводу системы здравоохранения в качественно новое состояние.
Главная цель - выработать новые подходы и принципы государственной политики в сфере здравоохранения.
Реализация Концепции предусматривает два этапа:
Первый этап (1995-1996 годы) - переход к сбалансированному развитию здравоохранения в новых политических и социально-экономических условиях.
В процессе достижения цели будут решаться следующие задачи:
создание надежных правовых и экономических гарантий выполнения Закона Республики Саха (Якутия) "Об охране здоровья населения";
поэтапный переход к страховой медицине;
социальная защита работников здравоохранения и студентов медицинских учебных заведений в период социально-экономической нестабильности;
широкое использование экономических методов управления в здравоохранении;
применение новых подходов при финансировании здравоохранения за счет оптимизации расходования бюджетных ассигнований, привлечения внебюджетных источников и личных средств населения.
Ожидается, что к концу первого этапа решатся наиболее болезненные проблемы по реформированию системы здравоохранения и будут созданы условия для перехода ко второму этапу.
Второй этап (1996-2000 годы) - этап углубления реформ в условиях стабилизации политических, экономических и социальных процессов в обществе.
Основная цель этапа - становление системы здравоохранения, удовлетворяющей запросы и потребности личности и общества в качественной медицинской помощи.
Задачи данного этапа:
осуществление поэтапного перехода в первичном звене здравоохранения от принципа участковости к принципу врача общей практики (семейного врача);
создание альтернативных вариантов развития здравоохранения и рынка медицинских услуг;
создание и развитие в республике основ медицинской и фармацевтической промышленности;
обеспечение вхождения системы здравоохранения республики в мировую систему охраны здоровья (программы ВОЗ, ЮНЕСКО, Северный Форум).
Первоочередной задачей научного обеспечения реформы системы здравоохранения является разработка единой научной политики, организационно, экономически и юридически регулирующей научную деятельность в области здравоохранения.
Приоритетным является финансирование и оказание государственной поддержки фундаментальным научным исследованиям, направленным на разработку теоретических основ арктической медицины.
Основными направлениями развития научного обеспечения здравоохранения являются:
разработка стандартов здоровья северянина, на основе которых строятся методики профилактики, раннего выявления и лечения патологических состояний и заболеваний;
развитие научных исследований, раскрывающих тонкие механизмы этиопатогенеза заболеваний в условиях арктических широт и разработка эффективных методов их профилактики и лечения;
интеграция и целенаправленное развитие академического, отраслевого и вузовского сектора медицинской науки;
переход на новые формы организации научных исследований;
интеграция ученых-медиков и научных учреждений сферы здравоохранения республики в российское и международное научное сообщество;
развитие научных школ, направлений и повышение их роли в развитии науки республики;
участие в разработке комплексных мер по устранению негативного влияния экологических факторов на здоровье населения республики.
Основные направления развития медицинского образования и подготовки медицинских кадров:
развитие системы непрерывного медицинского образования и внедрение многоуровневой структуры подготовки медицинских кадров;
интеграция среднего профессионального и высшего медицинского образования в единое целое, с формированием учебно-научного производственного медицинского комплекса;
постоянное наращивание подготовки медицинских кадров с высшим образованием;
резкое увеличение подготовки специалистов, способных оказать самостоятельно специализированную медицинскую помощь;
создание условий для непрерывного профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки кадров в соответствии с потребностями республики и динамики рынка труда;
приоритетное бюджетное финансирование и экономическое стимулирование научно-производственной, образовательной деятельности медицинского института, поддержка и развитие его материально-технической базы;
обеспечение финансирования целевой подготовки медицинских кадров для сельскохозяйственных улусов;
развитие системы платных образовательных, консультативных и иных услуг;
использование международного опыта для повышения качества подготовки медицинских кадров, интенсификация международных обменов студентами, аспирантами, стажерами и научно-педагогическими работниками на межправительственном, межвузовском уровнях; разработка и финансовое обеспечение международных проектов и программ в области высшего медицинского последипломного и дополнительного профессионального образования;
интеграция высшей медицинской школы республики в российскую и мировую образовательную системы.
Общими направлениями развития государственной системы здравоохранения являются:
разграничение компетенции между органами управления здравоохранением различных уровней (республиканскими и муниципальными), повышение самостоятельности лечебно - профилактических учреждений в выборе стратегии развития, целей, содержания и методов работы, создание правовых и экономических гарантий их автономности;
достаточное бюджетное финансирование в соответствии с социально гарантированными и научно обоснованными нормативами;