Масштабы и темпы роста преступности сделали ее одним из основных факторов, препятствующих осуществлению социальных реформ, порождающих у граждан чувство тревоги за свою жизнь и благополучие, снижающих доверие к органам власти и управления, к проводимой государственной политике.
Правоохранительные органы республики принимают действенные меры по борьбе с различными проявлениями преступности. Не отрицая эффективности воздействия на преступность силовыми методами правоохранительных органов, следует признать приоритет органов власти и управления республики в деле усиления борьбы с преступными проявлениями в плане надлежащей регуляции социальных процессов и явлений, стабилизации и эффективного развития и функционирования экономики республики.
Негативные тенденции в динамике и структуре преступности особенно проявились в последние шесть лет, когда ее общий уровень вырос более чем в три раза.
На территории Республики Саха (Якутия) в результате преступных действий только за 1995 год погибло более 700 человек, зарегистрировано более 15 000 преступлений. Возросла преступность в Мирнинском, Олекминском, Мегино-Кангаласском, Сунтарском, Усть-Алданском, Жиганском, Оленекском улусах. Тяжкие преступления возросли по сравнению с 1994 годом на 29%. Наблюдается тенденция роста разбойных нападений, хулиганства, вымогательства, мошенничества, преступлений в сфере экономики, налогового законодательства. Имеет место распространение практики сокрытия доходов от налогообложения, невозврата кредитных ресурсов, незаконного обогащения отдельных граждан.
Существенно увеличились и возрастают агрессивность совершаемых преступлений и причиненный ими ущерб, повышается уровень защищенности преступников от разоблачения, в противоправную деятельность вовлекаются все новые участники, большое количество которых являются несовершеннолетними.
Из-за отсутствия у подавляющего большинства граждан навыков экономического поведения в условиях развития рыночных отношений, низкой осведомленности о процедурах и правилах совершения сделок и других хозяйственных операций существенно повысилась виктимность населения по отношению к экономическим преступлениям и правонарушениям, снизился уровень защиты собственности граждан со стороны государственных структур.
Проведение экономических реформ усилило процесс социальной дифференциации граждан. Несовершенство государственных систем социальной помощи, образования, занятости ставит перед сложным выбором молодежь, уволенных из Вооруженных Сил РФ, безработных, освобожденных из мест лишения свободы. Резкое изменение социального статуса лиц, не сумевших адаптироваться в новых условиях, приводит к распространению установок на криминально-силовые способы разрешения социальных противоречий.
Одним из наиболее существенных факторов, определяющих криминальную ситуацию, является ослабление социального контроля над преступностью. Правоохранительная система, несущая основное бремя контроля за преступностью, переживает кризис, обусловленный снижением доверия населения, отсутствием действенного законодательного механизма по борьбе с преступностью, текучестью кадров.
Недостатки системы уголовной юстиции приводят к росту уровня безнаказанности виновных в преступлениях и воспроизводству преступлений. Отрицательно сказывается на криминальной ситуации в республике отсутствие реальной помощи жертвам преступлений.
Основные усилия общества и государственных органов республики должны быть направлены на создание эффективной системы противодействия преступности как на уровне республики, так и посредством разрешения вопросов на уровне Российской Федерации.
Приоритетными становятся задачи усиления роли республики как гаранта безопасности, создания необходимой для этого правовой базы и механизма ее реализации, укрепления правоохранительных органов, включения всех государственных структур и общественности в предупреждение и пресечение противоправных деяний в пределах их компетенции и законных возможностей.