Целью программы является создание перелома в деятельности государственной системы борьбы с преступностью, обеспечивающей надежную защиту жизни, здоровья, имущественных и иных прав граждан, общественных и государственных интересов от преступных посягательств в условиях социальной реформы.
С учетом неотложных задач, стоящих перед государством и обществом в социальной политике, выделены важнейшие направления ключевые для борьбы с преступностью. При этом данная Программа является республиканской и предполагает развитие на ее базе программ на уровне местных администраций, а также межведомственных и ведомственных целевых программ и планов (план работы Координационного совета по борьбе с преступностью, планы работы правоохранительных органов).
Программа строится на принципах законности, демократизма и гласности.
При разработке и реализации мер эффективного противодействия преступности в современных условиях необходимо исходить из того, что преступность обуславливается целым комплексом факторов. С одной стороны - это социальные процессы и явления, присущие всему мировому сообществу, а с другой стороны - в нашем обществе резко активизировались такие криминогенные факторы, как недостаточный уровень правовой культуры, ослабление различных форм правового и общественного контроля, распад традиционной системы профилактики правонарушений, подрыв авторитета закона и правоохранительных органов, социальные и иные конфликты. Наряду с указанными факторами следует также учитывать миграцию населения, огромные территории республики, суровые климатические условия, отсутствие транспортных магистралей.
Необходимо учитывать и качественные изменения в самой преступности, включающие развитие ее организационных и профессиональных форм. Программа предполагает перенесение центра тяжести на борьбу с организованной преступностью. Вместе с тем это направление должно разрабатываться и реализовываться во взаимодействии с приоритетными направлениями по охране и защите населения от "обычных" насильственных и имущественных преступлений, которые преобладают в общей структуре преступности.
Республика и ее граждане располагают возможностями для того, чтобы сдержать неблагоприятные тенденции преступности, обеспечить постепенное снижение ее уровня и смягчение последствий.
Это требует разработки и осуществления во взаимодействии мер социального, экономического, воспитательного, организационного, информационно-аналитического, правового характера; мер федерального, республиканского и местного уровней; мер межведомственного и ведомственного характера. При этом, не замыкая борьбу с преступностью в "полицейские" рамки, необходимо создать условия для нормальной деятельности правоохранительных органов, предусмотреть бюджетное финансирование реализации положений Программы.
Важнейшим в современных условиях является развитие правовой базы борьбы с преступностью как основы надежной защиты прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций. Должна быть признана приоритетной защита законных интересов жертв преступлений.
В борьбе с организованной преступностью необходимо использовать меры пресечения ее коррумпированных связей, обеспечения ответственности за новые виды и формы преступной деятельности, оперативного изъятия преступно нажитых средств и имущества. Приоритетное внимание необходимо уделить координации в борьбе с преступностью, восстановлению и развитию системы профилактики и участия общественности в борьбе с правонарушениями.
Меры, предусмотренные Программой, реально обеспечены финансами, материально-техническими и кадровыми ресурсами.