ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

УКАЗ

от 13 марта 1996 года N 1322

О ПРОГРАММЕ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ И УКРЕПЛЕНИЯ ПРАВОПОРЯДКА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА 1996 - 1997 ГОДЫ


В целях принятия государственных мер по усилению борьбы с преступностью, обеспечения конституционных прав и свобод граждан от преступных посягательств, укрепления экономической безопасности республики постановляю:

1. Ввести в действие одобренную Правительством Республики Саха (Якутия) Программу борьбы с преступностью и укрепления правопорядка в Республике Саха (Якутия) на 1996 - 1997 годы (прилагается).

2. Правительству Республики Саха (Якутия) обеспечить реализацию Программы борьбы с преступностью и укрепления правопорядка в Республике Саха (Якутия) на 1996 - 1997 годы.

3. Прокурору Республики Саха (Якутия) Полятинскому Н.Е. осуществить координацию деятельности правоохранительных органов по выполнению Программы борьбы с преступностью и укрепления правопорядка на 1996 - 1997 годы.

4. Контроль за выполнением настоящего Указа возложить на Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Кайдышева Ю.В.


Президент
Республики Саха (Якутия)
М.НИКОЛАЕВ

     г. Якутск
     13 марта 1996 года
     N 1322






Приложение
к Указу Президента
Республики Саха (Якутия)
от 13 марта 1996 года N 1322

Одобрена
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 16 февраля 1996 года N 59

ПРОГРАММА ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 1996 - 1997 ГОДЫ


Программа по борьбе с преступностью на территории Республики Саха (Якутия) на 1996 - 1997 годы разработана с учетом специфики и опыта практического применения Программы Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1994 - 1995 г.г., Программы борьбы с преступностью и укрепления правопорядка в Республике Саха (Якутия) на 1994 - 1995 годы, конкретных результатов работы правоохранительных органов республики по реализации поставленных указанными программами целей и задач.

Программа ориентирована на обеспечение эффективности противодействия преступности, решительное улучшение системы борьбы с нею, реальную защиту жизни, здоровья, имущества, неприкосновенности жилища, надежную охрану общественного порядка и безопасности, защиту конституционного строя и проводимых в стране и республике демократических реформ от преступных посягательств. Программа нацелена на создание радикального перелома в борьбе с преступностью, являющейся существенным фактором, дестабилизирующим общество.

Раздел 1. ПРОГРАММНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Основные тенденции развития криминальной обстановки в Республике Саха (Якутия)


Масштабы и темпы роста преступности сделали ее одним из основных факторов, препятствующих осуществлению социальных реформ, порождающих у граждан чувство тревоги за свою жизнь и благополучие, снижающих доверие к органам власти и управления, к проводимой государственной политике.

Правоохранительные органы республики принимают действенные меры по борьбе с различными проявлениями преступности. Не отрицая эффективности воздействия на преступность силовыми методами правоохранительных органов, следует признать приоритет органов власти и управления республики в деле усиления борьбы с преступными проявлениями в плане надлежащей регуляции социальных процессов и явлений, стабилизации и эффективного развития и функционирования экономики республики.

Негативные тенденции в динамике и структуре преступности особенно проявились в последние шесть лет, когда ее общий уровень вырос более чем в три раза.

На территории Республики Саха (Якутия) в результате преступных действий только за 1995 год погибло более 700 человек, зарегистрировано более 15 000 преступлений. Возросла преступность в Мирнинском, Олекминском, Мегино-Кангаласском, Сунтарском, Усть-Алданском, Жиганском, Оленекском улусах. Тяжкие преступления возросли по сравнению с 1994 годом на 29%. Наблюдается тенденция роста разбойных нападений, хулиганства, вымогательства, мошенничества, преступлений в сфере экономики, налогового законодательства. Имеет место распространение практики сокрытия доходов от налогообложения, невозврата кредитных ресурсов, незаконного обогащения отдельных граждан.

Существенно увеличились и возрастают агрессивность совершаемых преступлений и причиненный ими ущерб, повышается уровень защищенности преступников от разоблачения, в противоправную деятельность вовлекаются все новые участники, большое количество которых являются несовершеннолетними.

Из-за отсутствия у подавляющего большинства граждан навыков экономического поведения в условиях развития рыночных отношений, низкой осведомленности о процедурах и правилах совершения сделок и других хозяйственных операций существенно повысилась виктимность населения по отношению к экономическим преступлениям и правонарушениям, снизился уровень защиты собственности граждан со стороны государственных структур.

Проведение экономических реформ усилило процесс социальной дифференциации граждан. Несовершенство государственных систем социальной помощи, образования, занятости ставит перед сложным выбором молодежь, уволенных из Вооруженных Сил РФ, безработных, освобожденных из мест лишения свободы. Резкое изменение социального статуса лиц, не сумевших адаптироваться в новых условиях, приводит к распространению установок на криминально-силовые способы разрешения социальных противоречий.

Одним из наиболее существенных факторов, определяющих криминальную ситуацию, является ослабление социального контроля над преступностью. Правоохранительная система, несущая основное бремя контроля за преступностью, переживает кризис, обусловленный снижением доверия населения, отсутствием действенного законодательного механизма по борьбе с преступностью, текучестью кадров.

Недостатки системы уголовной юстиции приводят к росту уровня безнаказанности виновных в преступлениях и воспроизводству преступлений. Отрицательно сказывается на криминальной ситуации в республике отсутствие реальной помощи жертвам преступлений.

Основные усилия общества и государственных органов республики должны быть направлены на создание эффективной системы противодействия преступности как на уровне республики, так и посредством разрешения вопросов на уровне Российской Федерации.

Приоритетными становятся задачи усиления роли республики как гаранта безопасности, создания необходимой для этого правовой базы и механизма ее реализации, укрепления правоохранительных органов, включения всех государственных структур и общественности в предупреждение и пресечение противоправных деяний в пределах их компетенции и законных возможностей.

2. Приоритетные концептуальные положения, цели и принципы программы


Целью программы является создание перелома в деятельности государственной системы борьбы с преступностью, обеспечивающей надежную защиту жизни, здоровья, имущественных и иных прав граждан, общественных и государственных интересов от преступных посягательств в условиях социальной реформы.

С учетом неотложных задач, стоящих перед государством и обществом в социальной политике, выделены важнейшие направления ключевые для борьбы с преступностью. При этом данная Программа является республиканской и предполагает развитие на ее базе программ на уровне местных администраций, а также межведомственных и ведомственных целевых программ и планов (план работы Координационного совета по борьбе с преступностью, планы работы правоохранительных органов).

Программа строится на принципах законности, демократизма и гласности.

При разработке и реализации мер эффективного противодействия преступности в современных условиях необходимо исходить из того, что преступность обуславливается целым комплексом факторов. С одной стороны - это социальные процессы и явления, присущие всему мировому сообществу, а с другой стороны - в нашем обществе резко активизировались такие криминогенные факторы, как недостаточный уровень правовой культуры, ослабление различных форм правового и общественного контроля, распад традиционной системы профилактики правонарушений, подрыв авторитета закона и правоохранительных органов, социальные и иные конфликты. Наряду с указанными факторами следует также учитывать миграцию населения, огромные территории республики, суровые климатические условия, отсутствие транспортных магистралей.

Необходимо учитывать и качественные изменения в самой преступности, включающие развитие ее организационных и профессиональных форм. Программа предполагает перенесение центра тяжести на борьбу с организованной преступностью. Вместе с тем это направление должно разрабатываться и реализовываться во взаимодействии с приоритетными направлениями по охране и защите населения от "обычных" насильственных и имущественных преступлений, которые преобладают в общей структуре преступности.

Республика и ее граждане располагают возможностями для того, чтобы сдержать неблагоприятные тенденции преступности, обеспечить постепенное снижение ее уровня и смягчение последствий.

Это требует разработки и осуществления во взаимодействии мер социального, экономического, воспитательного, организационного, информационно-аналитического, правового характера; мер федерального, республиканского и местного уровней; мер межведомственного и ведомственного характера. При этом, не замыкая борьбу с преступностью в "полицейские" рамки, необходимо создать условия для нормальной деятельности правоохранительных органов, предусмотреть бюджетное финансирование реализации положений Программы.

Важнейшим в современных условиях является развитие правовой базы борьбы с преступностью как основы надежной защиты прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций. Должна быть признана приоритетной защита законных интересов жертв преступлений.

В борьбе с организованной преступностью необходимо использовать меры пресечения ее коррумпированных связей, обеспечения ответственности за новые виды и формы преступной деятельности, оперативного изъятия преступно нажитых средств и имущества. Приоритетное внимание необходимо уделить координации в борьбе с преступностью, восстановлению и развитию системы профилактики и участия общественности в борьбе с правонарушениями.

Меры, предусмотренные Программой, реально обеспечены финансами, материально-техническими и кадровыми ресурсами.

3. Основные направления борьбы с преступностью


Первоочередные мероприятия, предусмотренные Программой, рассчитаны на 1996 - 1997 годы. Меры перспективного, концептуального характера рассчитаны на более длительный срок.

Программа содержит мероприятия как общего характера, так и по основным направлениям борьбы с преступностью, включающие меры по усилению борьбы с насильственной и корыстно-насильственной преступностью, посягательствами на неприкосновенность жилища, имущества, общественный порядок; с преступлениями в сфере экономики, в том числе новыми формами, угрожающими законным интересам граждан и правомерного предпринимательства; с организованными видами преступности, включая межрегиональные и межгосударственные.

Программа также содержит комплекс мер совершенствования профессиональной подготовки работников правоохранительных органов, защиты общественного порядка и профилактики преступности.

Раздел II. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ И ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ

1. Нормативно-правовое обеспечение программы


1.1. Подготовить предложения о внесении изменений и дополнений в действующее налоговое законодательство республики с учетом разделения предметов ведения Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), предусматривающие снижение налоговых ставок, эффективное функционирование механизма налогообложения граждан и юридических лиц, контроль и достижение конкретных результатов.

По вопросам, требующим регуляции и устранения противоречий на уровне Российской Федерации, подготовить предложения и направить их в соответствующие органы Российской Федерации.

   

    Исполнители:       Государственная налоговая инспекция,
                       Министерство финансов, Министерство юстиции,
                       Управление федеральной службы налоговой полиции.

Срок: 1996 год.

1.2. Подготовить и внести на рассмотрение высших органов государственной власти республики блок нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения, возникающие в процессе распределения, контроля, возвратности и ответственности государственных кредитных (заемных) средств.

    Исполнители:       Министерство финансов, Прокуратура,
                       Министерство экономики, Министерство
                       материальных ресурсов, торговли и транспорта.

Срок: 1 полугодие 1996 года.

1.3. Подготовить проект указа Президента Республики Саха (Якутия) об обязательной инкассации денежных средств юридическими лицами.

     Исполнители:      Министерство финансов, Министерство юстиции,
                       Служба инкассации, Министерство материальных
                       ресурсов, торговли и транспорта.

Срок: 1 полугодие 1996 года.

1.4. В целях упорядочения правоотношений по ввозу, производству, хранению, реализации алкогольной продукции подготовить предложения о внесении изменений и дополнений в законодательство республики, предусмотрев более детальную регуляцию отдельных правоотношений, усиление ответственности граждан и юридических лиц за допускаемые нарушения закона.

    Исполнители:       Прокуратура, Министерство внутренних дел,

                       Министерство юстиции, Департамент по охране
                       генофонда народов Якутии.

Срок: 1 полугодие 1996 года.

1.5. Разработать проект закона республики по регламентации деятельности предприятий, осуществлению предпринимательской деятельности, защите прав и интересов добросовестных хозяйствующих субъектов. В случае необходимости внести соответствующие предложения в Российскую Федерацию.

 

    Исполнители:       Госкомитет по приватизации, антимонопольной
                       политике, делам малого и среднего бизнеса,

Срок: 1996 год.

1.6. Подготовить проект закона Республики Саха (Якутия) по регуляции вопросов, связанных с лицензированием предпринимательской деятельности, и регистрации по всем направлениям и видам, установив единый порядок выдачи лицензий, их формы и методы защиты от подделок.

 

    Исполнители:       Министерство юстиции, Министерство экономики,
                       Министерство промышленности, Министерство финансов.

Срок: 1996 год.

1.7. Внести изменения и дополнения в Закон Республики Саха (Якутия) о государственной службе с учетом Закона Российской Федерации, негативных явлений и тенденций в сфере использования государственных должностей для извлечения неправомерной прибыли, получения вознаграждений, взяток, возможностей граждан и юридических лиц эффективно защищать свои законные права и интересы, создания надежного заслона нарушениям в данной сфере.

    Исполнители:       Министерство юстиции, Прокуратура, Министерство
                       внутренних дел, Аппарат Президента,
                       Госкомитет по приватизации, антимонопольной политике
                       и делам малого и среднего бизнеса.

Срок: 1996 год.

1.8. Внести предложения о внесении изменений и дополнений в законодательство Республики Саха (Якутия) о приватизации предприятий с целью создания противодействия неправомерным сделкам по отчуждению государственной (муниципальной) собственности, нарушению прав трудовых коллективов, пресечения преступных посягательств на объекты указанных форм собственности со стороны преступных элементов.

    Исполнители:       Фонд управления госимуществом, Комитет
                       по приватизации, антимонопольной политике
                       и делам малого и среднего бизнеса,
                       Министерство юстиции, Министерство внутренних дел,
                       Прокуратура.

Срок: 1 полугодие 1997 года.

1.9. Подготовить проекты законов Республики Саха (Якутия):

- "Об установлении налоговых льгот правоохранительным органам, их юридическим лицам"

    Исполнители:       Прокуратура, Министерство внутренних дел,
                       Управление федеральной службы безопасности,
                       Управление федеральной службы налоговой полиции,
                       Таможня.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»