ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 октября 1996 года N 434
О ПОДДЕРЖКЕ КОМПЛЕКСНЫХ ЦЕНТРОВ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ
В целях реализации Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" от 15 ноября 1995 года и Указа Президента Республики Саха (Якутия) "О дополнительных мерах по социальной защите населения Республики Саха (Якутия)" от 11 марта 1996 года N 1319, Концепции семейной политики Республики Саха (Якутия) для оказания социальной помощи семье и детям, предотвращения роста детской беспризорности и преступности Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить Типовое положение о комплексном Центре социальной помощи семье и детям согласно приложению.
2. Главам администраций улусов и городов оказать поддержку комплексным Центрам социальной помощи семье и детям с учетом интересов и потребностей населения.
3. Комитету по проблемам семьи, женщин и демографической политике при Президенте Республики Саха (Якутия) (Божедонова) осуществлять необходимые меры по созданию и дальнейшему развитию комплексных Центров социальной помощи семье и детям, рациональному их размещению. Оказать научно-методическую помощь в работе Центров.
4. Министерству образования Республики Саха (Якутия) (Михайлова) осуществлять кадровое обеспечение Центров социальной помощи семье и детям социальными педагогами и практическими психологами.
5. Контроль за реализацией настоящего постановления оставляю за собой.
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О КОМПЛЕКСНОМ ЦЕНТРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ
1.1. Комплексный Центр социальной помощи семье и детям (далее - Центр) является учреждением, предназначенным для комплексного обслуживания семей и детей, нуждающихся в социальной поддержке, путем оказания своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов: социально-экономической, психолого-социальной, социально-педагогической, медико-социальной, юридической, социально-реабилитационной и иной.
1.2. Учредителем центра является местная администрация.
1.3. Центр создается, реорганизуется и ликвидируется местными органами исполнительной власти по согласованию с соответствующими республиканскими органами. По согласованию с ними создаются, реорганизуются и ликвидируются структурные подразделения Центра.
1.4. Центр является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Саха (Якутия), имеет свои банковские счета, печать, штамп и бланк с наименованием Центра.
1.5. Центр организуется и содержится за счет средств, предусмотренных местными бюджетами, а также за счет доходов от хозяйственной и коммерческой деятельности Центра, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Саха (Якутия) и других внебюджетных источников финансирования.
1.6. Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с кодексом Российской Федерации.
1.7. Центр осуществляет свою деятельность под руководством соответствующих органов социальной защиты населения, отделов семьи в пределах их компетенции, органов исполнительной власти.
Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Саха (Якутия), Комитет по проблемам семьи, женщин и демографической политике при Президенте Республики Саха (Якутия), органы социальной защиты населения, отделы семьи улусов и городов осуществляют координацию деятельности центров, оказывают им организационно-методическую и практическую помощь.
1.8. Центр и его структурные подразделения размещаются в специально предназначенном здании (зданиях) или помещениях, выделенных в зданиях административного или жилого фонда.
1.9. Центр может иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания семьи и детей, в т.ч. социально-экономической помощи; медико-социальной помощи, психолого-педагогической помощи, профилактики безнадзорности детей и подростков, а также другие, создаваемые с учетом необходимости и имеющихся возможностей, деятельность которых не противоречит задачам Центра <*>.
________________
<*> Численность и направления работы структурных подразделений Центра определяется в зависимости от социально-демографической ситуации территории, социально-экономического положения населения, потребностей граждан в конкретных видах социальных услуг и других факторов.
Все структурные подразделения в своей деятельности подчиняются директору Центра.
1.10. Оплата труда работников Центра социальной помощи семье и детям определяется Единой тарифной сеткой по оплате труда работников бюджетных учреждений и организаций службы социальной защиты населения.
Директор Центра по согласованию с соответствующими органами может в пределах фонда заработной платы вводить иные должности в штат Центра и его структурных подразделений, отличные от должностей, указанных в примерном штатном расписании Центра, или вводить дополнительные должности за счет ассигнований, выделенных из средств местного бюджета.
1.11. Внесение изменений и дополнений в Положение вносит его учредитель.
2.1. Цель деятельности Центра - способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, содействовать развитию и укреплению семьи как социального института, улучшению социально-экономических условий жизни, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизации связей семьи с обществом и государством, установлению гармоничных внутрисемейных отношений.
2.2. Основными задачами Центра являются:
- выявление совместно с государственными и неправительственными организациями (органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, занятости, миграции, ассоциациями многодетных, неполных семей, родителями детей-инвалидов и другими) причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей и детей, их потребности в социальной помощи;
- предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, медико-социальных, психолого-социальных, социально-педагогических, юридических и иных социальных услуг семьям и детям, нуждающимся в социальной помощи;
- поддержка семей и отдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей и внутренних ресурсов по преодолению сложных жизненных ситуаций;
- социальный патронаж семей и отдельных граждан, нуждающихся в социальной реабилитации и поддержке;
- участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав;
- привлечение различных государственных и негосударственных организаций к решению вопросов социального обслуживания семей и детей, координация их деятельности в этом направлении.
2.3. Категориями и группами населения, которым Центр оказывает социальные услуги, являются:
2.3.1. Семьи:
многодетные, неполные, бездетные, разводящиеся, молодые, несовершеннолетних родителей;
- малообеспеченные;
- имеющие в составе неизлечимо больных людей, инвалидов или лиц, страдающих психическими заболеваниями, злоупотребляющих алкоголем, принимающих наркотики;
- с неблагоприятным психологическим микроклиматом, эмоционально-конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей, жестоким обращением с детьми;
- имеющие в составе лиц, ведущих аморальный, паразитический, криминогенный образ жизни, осужденных или вернувшихся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений.
2.3.2. Дети и подростки:
- оказавшиеся в неблагоприятных семейных условиях, угрожающих здоровью и развитию;
- осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей;
- нуждающиеся в устройстве в связи с отменой или признанием недействительности усыновления, опеки;
- проживающие с родителями, оформляющими развод или находящимся в состоянии развода, временно неспособными заботиться о детях в результате болезни, нетрудоспособности, длительных командировок, привлечения к судебной ответственности или пренебрегающими своими родительскими обязанностями, ведущими аморальный и паразитический образ жизни;
- имеющие отклонения в физическом и психическом развитии, в том числе инвалиды;
- допускающие асоциальное поведение, беспризорные, испытывающие негативное воздействие по месту жительства, учебы, работы (жестокое обращение, насилие, оскорбление, унижение, вымогательство, приобщение к алкоголю, наркотикам, вовлечение в противоправную деятельность), переживающие острые конфликтные ситуации с родителями, учителями, соседями, знакомыми;
- имеющие затруднения во взаимоотношениях с окружающими людьми, в профессиональном и жизненном самоопределении.
2.3.3. Взрослые граждане:
- беременные женщины и кормящие матери;
- матери, желающие найти временную работу, работу с сокращенным рабочим днем, на дому или другими определенными условиями;
- имеющие на иждивении несовершеннолетних детей;
- частично трудоспособные, желающие получить доступную работу с учетом состояния здоровья;
- проживающие в одной квартире бывшие супруги;
- испытывающие сложности в отношениях с детьми, родственниками, коллегами и другими людьми;
- беженцы из районов военных конфликтов.
2.3.4. Бывшие воспитанники детских домов и школ-интернатов (несовершеннолетние и совершеннолетние).
2.4. Клиенты имеют право обратиться в Центр лично, по телефону, а также направить письменное заявление или просьбу.
Допускается анонимное обращение клиентов для получения отдельных видов помощи.
Общение между клиентами и сотрудниками Центра может происходить вне Центра: по месту жительства, на работе, в зоне обслуживания и т.д.
3.1. Социально-экономическая помощь:
- создание дополнительных рабочих мест;
- организация мероприятий по привлечению средств для оказания помощи малообеспеченным семьям (выставок-продаж сбора вещей, благотворительных аукционов, лотерей и т.п.);
- консультирование по вопросам самообеспечения семей, развития семейного предпринимательства, надомных промыслов. В структуре Центра могут быть созданы подразделения, оказывающие практическую помощь: социальная гостиница (приют), отделение дневного пребывания детей, благотворительная столовая и другие;
- социальный патронаж многодетных, неполных, малообеспеченных семей, социальная поддержка выпускников детских домов и школ-интернатов на начальном этапе самостоятельной жизни до достижения совершеннолетия и материальной независимости;
- содействие в решении вопросов занятости, устройстве на курсы переподготовки;
- консультирование по социально-правовым вопросам (жилищное, семейно-брачное, трудовое, гражданское, пенсионное, права детей, женщин, инвалидов).
3.2. Медико-социальная помощь:
- социальный патронаж беременных женщин и кормящих матерей;
- индивидуальная работа с подростками и молодежью по предупреждению и избавлению от вредных привычек, по подготовке к созданию семьи и рождению ребенка;
- содействие в налаживании быта, лечении, обучении, профессиональной подготовке инвалидов и детей с недостатками в умственном и физическом развитии, воспитывающихся дома;
- консультирование по медико-социальным вопросам (планирование семьи, современные средства контрацепции, гигиена питания и жилища, избавление от избыточного веса, вредных привычек, сексуальные расстройства, психосексуальное развитие детей и подростков и др.).
3.3. Психолого-педагогическая помощь:
- патронаж семей, имеющих неблагоприятные психологические и социально-педагогические условия;
- оказание помощи родителям в воспитании детей и преодолении педагогических ошибок и конфликтных ситуаций с детьми, семейных конфликтов;
- оказание экстренной психологической помощи по "телефону доверия";
- создание обществ, клубов взаимопомощи жителей на обслуживаемой территории;
- консультирование по психолого-педагогическим вопросам (особенности возрастного и индивидуального развития детей, преодоление педагогической запущенности, семейных конфликтов, методика семейного воспитания, выбор профессии и жизненное самоопределение, межличностные и внутрисемейные отношения и др.);
- организация семейных и детских праздников, соревнований и конкурсов.