1.1. Целью разрабатываемых Программ является обеспечение гарантированных Конституциями РФ и РС(Я) прав работников на здоровые и безопасные условия труда, реализация государственной политики в области охраны труда.
1.2. Данные рекомендации подготовлены для оказания методической помощи органам исполнительной власти улусов в работе по составлению указанных Программ.
1.3. Программы должны представлять собой комплекс производственных, социальных, экономических, организационных и других мероприятий, обеспечивающих улучшение условий труда и снижение производственного риска.
1.4. При их разработке следует руководствоваться следующими материалами:
- Программой социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годы, раздел "Охрана труда";
- Основными направлениями социальных преобразований в Республике Саха (Якутия) на период 1997-2000 годы, раздел "Охрана труда";
- Рекомендациями по разработке программ улучшения условий и охраны труда в организациях (Письмо Департамента охраны труда Минтруда РФ от 05.01.1996 N 3-13);
- Рекомендациями по планированию мероприятий по охране труда (пост. Минтруда РФ от 27.02.1995 N 11);
- Требованиями СНиПов и ГОСТов, стандартов ССБТ;
- Настоящими Рекомендациями.
1.5. Мероприятия, изложенные в Программах, должны быть подкреплены материальными и финансовыми ресурсами.
2. Рекомендуется включить в Программу следующие разделы:
2.1. Введение.
В этом разделе целесообразно обосновать необходимость разработки Программы, исходя из анализа состояния условий и охраны труда в улусе, состояния производственного травматизма и последствий, вызванных неблагоприятными условиями труда.
2.2. Организационные мероприятия.
В этом разделе необходимо рассмотреть вопрос о системном подходе к организации работы по охране труда на предприятиях и в организациях, расположенных на территории улуса.
Следует определить участие администрации улуса в управлении охраной труда через создание службы (специалиста) охраны труда в аппарате администрации улуса.
Обязать руководителей предприятий и организаций независимо от форм собственности создавать и укреплять службы охраны труда, разработать "Систему управления охраной труда" (СУОТ).
В тех отраслях производства, где имеются разработанные положения СУОТ обязать руководителей к их внедрению.
В целях пропаганды работы по охране труда необходимо запланировать улусные смотры-конкурсы за лучшее состояние охраны труда, пожарной и дорожной безопасности. Для проведения этого мероприятия необходимо разработать положение о постоянном смотре-конкурсе по охране труда, предусмотреть меры поощрения победителей смотра-конкурса.
Для реализации статьи 25 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда, организации общественного контроля на предприятиях, в учреждениях и организациях за состоянием охраны труда рекомендуется создать институт уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов или трудовых коллективов (пост. Минтруда РФ от 8 апреля 1994 года N 30). Работа уполномоченных (доверенных) лиц проводится на общественных началах. Выборы уполномоченных рекомендуется проводить на общем собрании трудового коллектива подразделения на срок не менее двух лет. В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть избрано несколько уполномоченных.
В Программе следует определить порядок проведения работы по обучению и проверке знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий, учреждений, организаций (пост. Минтруда России от 12.10.1994 N 65).
Руководители и специалисты предприятий, лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, связанные с организацией, руководством и проведением работ непосредственно на рабочих местах и производственных участках подлежат обучению и проверке знаний по вопросам охраны труда не реже 1 раза в 3 года. Следует предусмотреть в Программе создание улусной комиссии по обучению и аттестации руководителей и специалистов по охране труда. Члены данной комиссии должны быть аттестованы.
Определенное место в Программе должно быть уделено мероприятиям по обобщению и внедрению опыта работы без травм предприятий, цехов и т.д.
Достаточно большое число производств требует постоянного или периодического контроля за состоянием воздушной среды, уровнями излучений и другими вредными воздействиями на работников. Поэтому в зависимости от конкретных условий необходимо запланировать организацию санитарно-гигиенических лабораторий, приобретение приборов и других средств контроля.
При подготовке этого раздела рекомендуется использовать следующие материалы:
- рекомендации по разработке Программ улучшения условий и охраны труда в организациях (Минтруд России, Департамент охраны труда от 05.01.1996 N 3-13);