Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ НА 1998 - 2000 ГОДЫ

1.7. ВНУТРЕННЯЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МИГРАЦИЯ


Внутренняя социально-экономическая миграция является важным компонентом развития общей миграционной ситуации в республике.

В настоящее время происходит переориентация потоков мигрантов в места первоначального проживания и прежде всего в экономически развитые районы республики. Это обусловлено такими факторами, как отсутствие постоянных заработков и льгот в осваиваемых экономических регионах, прекращение финансирования ряда республиканских программ и связанное с этим свертывание производства, а также рост безработицы в этих районах.

Внутренняя миграция - перемещения в пределах Республики Саха (Якутия). Более трети всех миграционных перемещений приходится на внутренний обмен, в котором превалируют потоки миграций из села в город, преимущественно в Якутск и другие города республики. Основные участники внутренней переселений коренные жители, особенно молодежь. В столицу их привлекает сосредоточенность здесь учебных заведений всех уровней. Кроме того, в сельской местности остра проблема скрытой безработицы, обусловленная ограниченной сферой приложения труда. Поэтому почти половина внутриреспубликанской миграции приходится на сельских жителей. Около 40% сельских мигрантов выезжают в Якутск.

В последние годы предприятия золотодобывающей отрасли республики находятся в финансово-экономическом кризисе. Полная зависимость от состояния рынков сырьевых ресурсов, повышенная капитало- и кредитоемкость из-за недостаточного развития и затратности инфраструктуры, отсутствие внутреннего рынка труда ввиду неразвитости обрабатывающих производств, огромная доля (85- 90%) сезонного, очень дорогого завоза материально-технических и продовольственных ресурсов делают экономику золотодобывающих предприятий Якутии уязвимой от внешних воздействий.

18 апреля 1997 года вышло постановление Государственного Собрания Республики Саха (Якутия) (Ил Тумэн) ПР N 271-I "О неотложных мерах по поддержке золото-, оловодобывающей отрасли Республики Саха (Якутия)".

В развитие этого постановления Правительством Республики Саха (Якутия) принят ряд документов, направленных на оказание поддержки золотодобывающей отрасли, ее реструктуризацию.

В основу предложений по реструктуризации золотодобывающих предприятий положены следующие направления:

освоение эффективных рудных месторождений с привлечением значительных объемов инвестиций, в т.ч. иностранных;

структурная перестройка отрасли и реформа золотодобывающих предприятий с учетом новых требований;

реструктуризация кредиторской задолженности;

переход на вахтовый метод ведения работ с ликвидацией стационарных поселков.

Основная задача реструктуризации - создание рентабельных производств и ликвидация убыточных. При этом неизбежны вопросы ликвидации долгов предприятий для привлечения инвестиций и управления производством, сокращения численности и вывоза населения, который затронет не только работников золотодобывающей промышленности, но и сопутствующей инфраструктуры, бюджетных организаций.

Подобная ситуация сложилась и в угледобывающей отрасли. Снижение объемов добычи угля на разрезе "Нерюнгринский" и эксплуатация убыточных предприятий: шахты "Сангарская " и разрез "Зырянский" неизбежно привлекут за собой снижение рентабельности работы ГУП "Якутуголь" и переход его из прибыльного и убыточное предприятие.

Ключевым положением стратегии реструктуризации угольной отрасли Республики Саха (Якутия) следует считать техническое перевооружение разреза "Нерюнгринский" и обогатительной фабрики "Нерюнгринская", закрытие убыточной и неперспективной шахты "Сангарская" и убыточного разреза "Зырянский" и строительство на их базе участков горных работ "Мироновский" и "Надеждинский", позволяющих организовать добычу угля на них в короткие сроки, увеличение добычи угля на них в короткие сроки, увеличение добычи по ГУП "Якутуголь" к 2000 году до 12,8 млн. тонн при сокращении численности работающих на предприятиях угольной промышленности на 2,7 тыс. человек, что позволит снизить убытки на 172 млрд. рублей.

В этой связи руководством Мирнинского ГОКа разработана программа привлечения квалифицированных специалистов из поселков Мирнинского улуса и закрываемых поселков других улусов. В рамках программы с 1 января 1998 года из Кобяйского улуса (п. Сангар) вахтовым методом на разрабатываемый рудник "Интернациональный" будут привлечены высвобождаемые шахтеры шахты "Сангарская" в количестве 40 человек. Протокол (договор) о привлечении рабочих между руководством шахты и МШСУ имеется. В дальнейшем руководством АК "АЛРОСА" будет рассмотрен вопрос о возможности переселения шахтеров на постоянное место жительства в г. Мирный.

В связи с тем, что, как правило, предприятия этих отраслей являются градообразующими, принятые Правительством Республики Саха (Якутия) решения о закрытии поселков в Оймяконском (Ольчан, Нелькан, Эльгинский, Арга-Мой), Усть-Майском (Ыныкчан, Бриндакит), Верхоянском (Лазо) и др. улусах затрагивают сокращение и сопутствующей инфраструктуры, бюджетных организаций. Возможное создание в улусах новых рабочих мест, как и перераспределение рабочей силы внутри улусов незначительно. Поэтому основные усилия направлены на выезд населения за пределы республики в центральные регионы России и промышленно развитые районы Якутии, что требует значительных средств.

Решением Правительства Республики Саха (Якутия) развитие нефтегазодобычи и создание нефтегазоперерабатывающих производств является приоритетным направлением структурной перестройки экономики республики. Закрытие поселков нефтяников и газовиков не планируется. Все имеющиеся производственные мощности геологоразведочных предприятий на нефть и газ и профессиональные кадры (геологи, буровики, технологи и др.) будут использоваться на расширении нефтедобычи и организации нефтепереработки. Нужны специалисты в области разработки месторождений и переработки нефти и газа, поэтому ведется целенаправленная подготовка специалистов нефтегазового комплекса в Государственной академии нефти и газа и других учебных заведениях.

В то же время в этот период будет наблюдаться естественный отток работающих в связи с окончанием срочных трудовых отношений и в связи с выходом на пенсию. Предполагается, что за последующие два года отток составит 450 человек. Для этого потребуется среди мер социальной защиты строительство и предоставление жилья в других регионах России в количестве не менее 125 квартир и оплата проезда и компенсационные выплаты в связи с выездом работающих и членов их семей в сумме около 61 млн. рублей.

Для стабилизации нефтяной и газовой промышленности необходимо принять следующие меры:

1. Разработать схемы и механизмы ликвидации задолженности за поставленную продукцию и выполненные объемы работ.

2. При установлении регулируемых цен обязательным условием считать необходимость рентабельного функционирования предприятий. При этом предусмотреть средства на их устойчивое функционирование в инвестиционном бюджете, льготное кредитование.

3. Разработать критерии и механизмы дифференцированного порядка льготирования предприятий нефтегазового комплекса в зависимости от номенклатуры, объема продукции, поставляемой по госнуждам.

4. Решение вопросов по передаче и содержанию социальной сферы базовых поселков нефтяников и газовиков.

5. Решение вопросов по отмене пени, штрафов, пролонгации кредитов предприятий из средств республиканских внебюджетных фондов, банков.

6. Предприятиям принять меры по надежному функционированию систем добычи и поставок нефти и газа, меры по снижению себестоимости продукции, внедрение новых технологий, техники, диверсификации производства, расширение рынка продукции, увеличение объемов подрядных работ и услуг.

Во всех месторождениях нефти и газа (кроме находящихся в населенных пунктах) на всех стадиях производства (бурение, обустройство, добыча) всегда применялся и применяется вахтовый метод. Трудовые ресурсы имеются на местах. Применение вахтового метода обслуживания из-за пределов республики в период до 2000 года не потребуется.

Регулирование внутренней миграции требует разработки мероприятий по следующим направлениям:

создание принципиально новой концепции освоения северных и арктических районов с учетом происходящего в них оттока населения: