Реализация республиканской миграционной политики предполагает деятельность органов государственной власти и местного самоуправления в рамках Республиканской миграционной программы по следующим основным направлениям:
1. Подготовка предложений по совершенствованию законодательства в области миграции, создание нормативно-правовой базы.
Действующая в Республике Саха (Якутия) законодательная база не позволяет осуществить в полной мере правовое обеспечение миграционных процессов. Вследствие этого будет продолжена разработка законодательных и иных нормативных актов, определяющих правовое положение различных категорий мигрантов и взаимодействие субъектов миграционных отношений.
2. Защита прав и интересов мигрантов в соответствии с действующим законодательством.
Для осуществления мер по защите прав мигрантов необходимо стимулировать заинтересованность и повысить ответственность органов государственной власти, неправительственных организаций и предприятий всех форм собственности в обеспечении прав мигрантов в новых экономических условиях, путем заключения соглашений с регионами Российской Федерации по проблемам, связанным с регулированием миграционных процессов, экономических интересов мигрантов, компенсаций за оставляемое ими жилье.
3. Организация и развитие системы иммиграционного контроля, регулирование миграционных потоков.
Контроль и распределение потоков внешней миграции предполагает создание службы иммиграционного контроля в пунктах пропуска иностранцев, что будет способствовать пресечению случаев незаконной миграции.
Контроль и распределение потоков внутриреспубликанской миграции будет осуществляться улусными Центрами труда и занятости, что позволит своевременно определять очаги социальной напряженности и вносить изменения в мероприятия, перераспределяющие миграционные потоки по территориям.
4. Прогнозирование миграционных процессов и формирование республиканской миграционной политики с учетом изменения общеполитической и экономической ситуации.
5. Распределение средств, выделяемых из республиканского бюджета на решение проблем миграции, и контроль за их использованием. Определение альтернативных источников финансирования.
Определение и оценка источников финансирования мероприятий разделов программы, разработка расчетов текущих затрат и объемов капиталовложений, с учетом развития инфраструктуры и социальной сферы улусов республики, позволит осуществлять перераспределение финансовых средств, исходя из приоритетов и сроков выполнения мероприятий, а также усилить контроль за их использованием.
6. Разработка механизма взаимодействия между республиканскими органами исполнительной власти и органами исполнительной власти улусов, правоохранительными органами.
Создание единой системы взаимодействия в управлении миграционными процессами исключит возможность дублирования функций и позволит эффективно осуществлять программные мероприятия.
7. Взаимодействие с российскими, международными и зарубежными правительственными и неправительственными организациями, ассоциациями и фирмами с целью оказания практической помощи и привлечения финансовых средств для решения миграционных проблем.