Особая категория мигрантов появилась в Республике Саха (Якутия) в середине девяностых годов, когда люди вынуждены переселяться вследствие ликвидации целых рабочих поселков с их социальной инфраструктурой по причине закрытия нерентабельных производств горнодобывающей отрасли (приложения NN 1, 2, 3). В результате ликвидации в республике ряда предприятий олово- и золотодобывающих отраслей только за 1994-1996 г.г. численность населения Усть-Янского улуса сократилась на 23,8 тысяч человек или в 2,2 раза, а городского - в 2,5 раза. За тот же период численность Усть-Майского улуса сократилась на 4,6 тысяч человек, Оймяконского - на 7,4 тысячи человек, Верхоянского - на 5,4 тысячи человек, Томпонского - на 3,9 тысяч человек.
По данным Министерства промышленности в 1997-1998 г.г. из ликвидируемых поселков Оймяконского улуса необходимо вывезти 5654 человека, Усть-Майского - 2019 человек. Верхоянского - 53 человека и Томпонского - 191 человек. Республика при этом теряет квалифицированные кадры горнодобывающей промышленности и социальной сферы, так как наряду с промышленными предприятиями закрываются школы, больницы, службы жилищно-коммунального хозяйства и пр.
Неблагоприятное воздействие на миграционную ситуацию внутри республики и состояние рынка труда может иметь иммиграция. Из-за неуправляемой и неконтролируемой иммиграции происходит наполнение отдельных районов республики неквалифицированной, с криминогенными тенденциями рабочей силы из соседних стран, особенно стран среднеазиатского и кавказского регионов.
Для организации управления процессами внешней миграции необходимо осуществить следующие меры:
прогнозирование эмиграционных и иммиграционных потоков, их причин, изменений, последствий, влияния на социальную обстановку и миграционную ситуацию;
разработка единой системы учета всех компонентов внешней миграции;
расширение связей и развитие сотрудничества с соотечественниками и национальными общинами (ассоциациями, землячествами, культурными и научно-промышленными обществами и др.), а также создания основ для поддержания производственной и хозяйственной деятельности соотечественников;
решение вопросов, касающихся реализации и защиты прав соотечественников; разработка предложений по созданию условий для сохранения национальной высококвалифицированной рабочей силы путем сокращения оттока граждан республики за ее пределы на постоянное место жительства и привлечения в республику в основном высококвалифицированных иностранных работников.