Будет продолжена политика структурной перестройки экономики республики п целом за счет сокращения убыточных и создания новых перспективных производств, повышающих доходность и самодостаточность экономики, таких как нефтегазовая промышленность, другие отрасли топливно-энергетического комплекса, производство оборудования для предприятий жилищно-коммунального хозяйства, металлопластиковых труб, брикетирование угля и т.д.
Для государственной поддержки производителей предусмотрено:
внести изменения в порядок налогообложения при реализации продукции ниже себестоимости и основных фондов ниже балансовой стоимости, чтобы, не подрывая налоговую дисциплину, дать возможность предприятиям избавляться от неликвидов, реализовать неиспользуемое оборудование, устранять искусственное завышение цен, созданное вследствие применения бартера и денежных суррогатов;
отменить счет недоимщика или изменить режим его использования таким образом, чтобы устранить мотивы проведения расчетов минуя этот счет, применения бартера и расчетов наличными деньгами;
изменить порядок начисления амортизации и оценки основных фондов с тем, чтобы дать возможность предприятиям снизить издержки. Имеется в виду разрешить считать установленные нормы амортизации предельными и дать возможность предприятиям начислять амортизацию по более низким нормам, а балансовую стоимость основных фондов, определенную в итоге многолетних индексаций, переоценивать в сторону понижения. Для естественных монополий будет определен особый порядок оценки основных фондов.
Для сокращения неплатежей предприятий естественных монополий в бюджеты всех уровней необходимо:
строгое соблюдение всеми бюджетополучателями жестких лимитов потребления энергии, тепла и газа;
организация прямого финансирования закупок бюджетополучателями топливно-энергетических ресурсов;
разработка программы сокращения перекрестного субсидирования (в том числе в сфере жилищно-коммунального хозяйства), введение федеральных стандартов соотношений между оптовой ценой газа, тепла, энергии и отпускными ценами для населения;
введение раздельного финансового учета затрат на производство, передачу и распределение электроэнергии, а также затрат на добычу газа, его транспортировку иную хозяйственную деятельность.
Будет внедряться система государственных заказов, как совокупности государственных контрактов на поставку продукции (товаров), работ, услуг для государственных нужд за счет средств республиканского бюджета, местных бюджетов улусов и городов, внебюджетных фондов. При этом размещение государственного заказа будет производиться на конкурсной основе. В этом заложен резерв повышения эффективности использования и экономии государственных финансов, пресечения разбазаривания государственных средств, борьбы с коррупцией.
Будут снижены ввозные таможенные пошлины на технологическое оборудование и запасные части к нему, не производимые в России и не имеющие отечественных аналогов.
В сложившихся условиях потребуется выработка дополнительных и эффективных мер по поддержке экспортоориентированного производства в республике.
Намечено принять ряд федеральных законов о гарантировании банковских вкладов, о банкротстве кредитных организаций, о борьбе с легализацией незаконно полученных доходов. Будут приняты меры по упорядочению системы налогообложения операций с ценными бумагами. Предусматривается развивать законодательную и институциональную базу частной собственности на землю и недвижимость, разработать и внести проекты законов о государственных муниципальных землях, о государственном земельном кадастре, об оценке земли и о землеустройстве.
Будут разработаны мероприятия по укреплению банковской системы Республики Саха (Якутия).
Реструктуризация отраслей экономики республики должна обеспечить необходимый объем конкурентоспособного производства, рентабельность и эффективную занятость населения.
Реструктуризация предприятий должна проводиться с учетом стратегических направлений и особенностей развития каждой отрасли.
Для реструктуризации отраслей и реформы предприятий необходимо:
на основе тщательного анализа провести работу по оптимизации структуры управления, убрать излишние управленческие и другие подразделения;
осуществить процедуры санации и банкротства нерентабельных убыточных предприятий и производств;
планировать работу предприятий на краткосрочный и долгосрочный период, разработать бизнес-планы стратегического развития предприятия;
ориентироваться на выпуск конкурентоспособной продукции с учетом изучения рынков сбыта, вести целенаправленную работу по снижению издержек производства, повышения производительности труда;
максимально использовать производственные мощности, совершенствовать технологии, техническую оснащенность, взаимодействовать с наукой;
изменить кадровую политику, подобрать грамотный управленческий персонал, создать четкую организацию управления производством.
Отраслевые министерства несут полную ответственность за выработку и проведение государственной политики в отрасли, осуществление реструктуризации курируемых отраслей и проведение реформирования предприятий. В ближайшее время должны быть утверждены планы реструктуризации основных предприятий всех отраслей экономики.