Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕР ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) В 1998 - 1999 ГОДАХ

1. ОЦЕНКА СИТУАЦИИ


В настоящее время в республике сложилась кризисная экономическая ситуация. Общий спад производства сопровождался высокой инфляцией и структурным кризисом, который затронул все отрасли хозяйственного комплекса республики. В период с 1992 по 1997 годы объем производства валового регионального продукта (ВРП), основного индикатора экономического потенциала республики, сократился на одну четверть.

С начала текущего года сохранились тенденции снижения объемов производства во всех основных отраслях экономики, за исключением алмазодобывающей промышленности. Ситуация осложняется необходимостью проведения восстановительных работ по ликвидации последствий наводнения. По расчетам правительственной комиссии ущерб, нанесенный экономике республики, оценивается в 1,2 млрд. рублей. Проведение восстановительных работ предстоит осуществить собственными силами, без существенной поддержки федерального Центра.

Увеличение объемов промышленного производства за первое полугодие т. г. по сравнению с прошлогодним уровнем на 7 процентов произошло в основном за счет роста добычи алмазов, без учета деятельности АК "АЛРОСА". Производство по другим отраслям сократилось на 12 процентов. Снижение инвестиционной активности в республике за 1 полугодие составило 19,7 процентов. Объем продукции сельского хозяйства сократился на 14 процентов.

Заметно ухудшилось финансовое состояние предприятий. Балансовая прибыль основных отраслей экономики уменьшилась с 38,6 процентов к ВРП в 1992 году до 5% в 1997 году. 55 процентов прибыли, полученной за январь - май т.г. основными отраслями экономики республики, приходится на АК "АЛРОСА". 66 процентов всех предприятий республики являются убыточными, при этом в промышленности - 58 процентов, в ЖКХ - 83 процента, на транспорте - 79 процентов.

В период перехода к рынку Президент и Правительство республики создавали условия для адаптации предприятий к новым условиям хозяйствования, оказывалась значительная государственная поддержка посредством непосредственного дотирования из госбюджета, льготного налогообложения, списания пеней и штрафов, сдерживания цен на энергоресурсы, тарифов на транспортные перевозки, направления значительных объемов государственных инвестиций (до 40% от общего объема производственных капитальных вложений), предоставления беспроцентных кредитов, гарантий и поручительств Правительства по привлекаемым предприятиями кредитам, устанавливались инвестиционные надбавки к ценам и тарифам на продукцию (услуги) предприятий.

Однако принимаемые меры не привели к адекватным реальным результатам. Имевшиеся резервы не были эффективно использованы на развитие производства, зачастую использовались на потребление. Многие предприятия, надеясь и на дальнейшую государственную поддержку, не смогли эффективно перестроить и наладить свою работу в изменяющихся условиях перехода к рыночным отношениям.

Ухудшение ситуации в реальном секторе экономики повлекло за собой дестабилизацию расчетно-платежной дисциплины, неплатежи достигли рекордной отметки в 40 млрд. рублей, что превышает весь объем ВРП за 1997 год. За пять месяцев 1998 года кредиторская задолженность возросла на 25 процентов, дебиторская задолженность - на 15 процентов.

Со стороны государства не были приняты вовремя меры по оздоровлению бюджета. Вместо систематической работы по улучшению сбора налогов, сокращению государственных расходов, установлению контроля за целевым использованием и своевременным возвратом государственных средств, в том числе по централизованным кредитным ресурсам на завоз грузов, был допущен значительный рост государственного долга с наращиванием в доходной части бюджета доли взаимозачетов, денежных суррогатов. За январь - май 1998 года задолженность предприятий по платежам в бюджет и внебюджетные фонды возросла на 37 и 17 процентов соответственно, при этом просроченная задолженность по этим платежам составляет более 70 процентов. Задолженность по налогам на 1 июля 1998 года составила 2 717 млн. рублей. За 1 полугодие собрано налогов 77% от плана (без учета АК "АЛРОСА" - 60%), при этом только половина поступила денежными средствами. Размер накопленной недоимки по налоговым платежам превысил сумму собираемых налогов за полугодие т.г. на 18%.

Покрывать образующийся дефицит бюджетных средств приходится за счет растущих заимствований и расходов по обслуживанию государственного долга. Сумма государственного долга составляет более 13 млрд. рублей, что составляет около половины производимого за год валового регионального продукта. Налицо угроза опасного долгового кризиса, который может перерасти в новую волну углубления общего кризиса экономики республики.

Обострились социальные проблемы, уровень доходов населения снизился с 1992 года на четверть (за полугодие т.г. доходы уменьшились еще на 7%), каждый четвертый имеет доходы ниже прожиточного минимума, общая безработица увеличилась до 10,2% к экономически активному населению, при этом официальная безработица возросла только за полугодие в 1,3 раза.

Причинами кризисной ситуации в экономике республики являются как процессы, протекающие на уровне Российской Федерации, так и специфика функционирования экономики в северных условиях. В процессе реализации экономических реформ были допущены организационные ошибки и кадровые просчеты. До сих пор не устранена старая неэффективная система управления, обусловленная отсутствием стратегии в деятельности предприятий, недостаточным знанием конъюнктуры рынка, низким уровнем менеджмента.