ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 августа 1998 года N 363

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕР ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) В 1998 - 1999 ГОДАХ

В целях преодоления негативных явлений и стабилизации социально-экономического положения Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Программу первоочередных мер по преодолению кризисной ситуации в экономике Республики Саха (Якутия) в 1998-1999 годах (далее именуется - Программа) и План антикризисных мероприятий Правительства Республики Саха (Якутия) (далее именуется - План).

2. Возложить на руководителей министерств и ведомств, глав администраций улусов, городов персональную ответственность за выполнение Программы и Плана.

3. Руководителям министерств и ведомств, главам администраций улусов, городов подготовить и утвердить ведомственные и региональные планы по организации выполнения Программы и Плана и обеспечить их реализацию.

4. Министерствам, ведомствам, администрациям улусов, городов анализировать ход выполнения Программы и Планами до 10 числа каждого месяца представлять в Правительство Республики Саха (Якутия) соответствующую информацию.

5. Министерству экономики и прогнозирования до 20 октября 1998 года представить в Правительство Республики Саха (Якутия) доклад о предварительных результатах выполнения Плана с соответствующими предложениями.

6. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 4 мая 1998 года N 187 "О первоочередных мероприятиях в 1998 году по финансовому оздоровлению и преодолению кризисной ситуации в экономике Республики Саха (Якутия)".

7. Поручить Аппарату Правительства Республики Саха (Якутия) (Протопопов Е.Е.) в срок до 14 сентября 1998 года скорректировать, с учетом Программы первоочередных мер по преодолению кризисной ситуации в экономике Республики Саха (Якутия), комплексный план действий Правительства Республики Саха (Якутия), принятый постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 17.02.1998 N 62, и внести на утверждение Председателю Правительства.

8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителей Председателя Правительства по курируемым вопросам. Общий контроль за исполнением постановления оставляю за собой.


Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
В.ВЛАСОВ






Утверждена
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 11 августа 1998 года N 363

ПРОГРАММА ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕР ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) В 1998 - 1999 ГОДАХ

ОГЛАВЛЕНИЕ


     1. Оценка ситуации

     2. Задачи Программы

     3. Меры по преодолению бюджетного кризиса

     3.1. Мобилизация доходов

     3.2. Сокращение государственных расходов

     3.3. Упорядочение межбюджетных отношений

     3.4. Управление государственным долгом

     4. Меры по поддержке производства

     4.1. Снижение налогового бремени

     4.2. Снижение цен и тарифов в отраслях

     естественных монополий

     4.3. Реструктуризация задолженности предприятий

     4.4. Структурные реформы

     5. Социальная политика

     5.1. Погашение задолженности по заработной плате

     5.2. Приведение обязательств государства в

     социальной сфере в соответствие с реальными

     бюджетными возможностями для обеспечения

     минимальных социальных гарантий

     6. Заключение

1. ОЦЕНКА СИТУАЦИИ


В настоящее время в республике сложилась кризисная экономическая ситуация. Общий спад производства сопровождался высокой инфляцией и структурным кризисом, который затронул все отрасли хозяйственного комплекса республики. В период с 1992 по 1997 годы объем производства валового регионального продукта (ВРП), основного индикатора экономического потенциала республики, сократился на одну четверть.

С начала текущего года сохранились тенденции снижения объемов производства во всех основных отраслях экономики, за исключением алмазодобывающей промышленности. Ситуация осложняется необходимостью проведения восстановительных работ по ликвидации последствий наводнения. По расчетам правительственной комиссии ущерб, нанесенный экономике республики, оценивается в 1,2 млрд. рублей. Проведение восстановительных работ предстоит осуществить собственными силами, без существенной поддержки федерального Центра.

Увеличение объемов промышленного производства за первое полугодие т. г. по сравнению с прошлогодним уровнем на 7 процентов произошло в основном за счет роста добычи алмазов, без учета деятельности АК "АЛРОСА". Производство по другим отраслям сократилось на 12 процентов. Снижение инвестиционной активности в республике за 1 полугодие составило 19,7 процентов. Объем продукции сельского хозяйства сократился на 14 процентов.

Заметно ухудшилось финансовое состояние предприятий. Балансовая прибыль основных отраслей экономики уменьшилась с 38,6 процентов к ВРП в 1992 году до 5% в 1997 году. 55 процентов прибыли, полученной за январь - май т.г. основными отраслями экономики республики, приходится на АК "АЛРОСА". 66 процентов всех предприятий республики являются убыточными, при этом в промышленности - 58 процентов, в ЖКХ - 83 процента, на транспорте - 79 процентов.

В период перехода к рынку Президент и Правительство республики создавали условия для адаптации предприятий к новым условиям хозяйствования, оказывалась значительная государственная поддержка посредством непосредственного дотирования из госбюджета, льготного налогообложения, списания пеней и штрафов, сдерживания цен на энергоресурсы, тарифов на транспортные перевозки, направления значительных объемов государственных инвестиций (до 40% от общего объема производственных капитальных вложений), предоставления беспроцентных кредитов, гарантий и поручительств Правительства по привлекаемым предприятиями кредитам, устанавливались инвестиционные надбавки к ценам и тарифам на продукцию (услуги) предприятий.

Однако принимаемые меры не привели к адекватным реальным результатам. Имевшиеся резервы не были эффективно использованы на развитие производства, зачастую использовались на потребление. Многие предприятия, надеясь и на дальнейшую государственную поддержку, не смогли эффективно перестроить и наладить свою работу в изменяющихся условиях перехода к рыночным отношениям.

Ухудшение ситуации в реальном секторе экономики повлекло за собой дестабилизацию расчетно-платежной дисциплины, неплатежи достигли рекордной отметки в 40 млрд. рублей, что превышает весь объем ВРП за 1997 год. За пять месяцев 1998 года кредиторская задолженность возросла на 25 процентов, дебиторская задолженность - на 15 процентов.

Со стороны государства не были приняты вовремя меры по оздоровлению бюджета. Вместо систематической работы по улучшению сбора налогов, сокращению государственных расходов, установлению контроля за целевым использованием и своевременным возвратом государственных средств, в том числе по централизованным кредитным ресурсам на завоз грузов, был допущен значительный рост государственного долга с наращиванием в доходной части бюджета доли взаимозачетов, денежных суррогатов. За январь - май 1998 года задолженность предприятий по платежам в бюджет и внебюджетные фонды возросла на 37 и 17 процентов соответственно, при этом просроченная задолженность по этим платежам составляет более 70 процентов. Задолженность по налогам на 1 июля 1998 года составила 2 717 млн. рублей. За 1 полугодие собрано налогов 77% от плана (без учета АК "АЛРОСА" - 60%), при этом только половина поступила денежными средствами. Размер накопленной недоимки по налоговым платежам превысил сумму собираемых налогов за полугодие т.г. на 18%.

Покрывать образующийся дефицит бюджетных средств приходится за счет растущих заимствований и расходов по обслуживанию государственного долга. Сумма государственного долга составляет более 13 млрд. рублей, что составляет около половины производимого за год валового регионального продукта. Налицо угроза опасного долгового кризиса, который может перерасти в новую волну углубления общего кризиса экономики республики.

Обострились социальные проблемы, уровень доходов населения снизился с 1992 года на четверть (за полугодие т.г. доходы уменьшились еще на 7%), каждый четвертый имеет доходы ниже прожиточного минимума, общая безработица увеличилась до 10,2% к экономически активному населению, при этом официальная безработица возросла только за полугодие в 1,3 раза.

Причинами кризисной ситуации в экономике республики являются как процессы, протекающие на уровне Российской Федерации, так и специфика функционирования экономики в северных условиях. В процессе реализации экономических реформ были допущены организационные ошибки и кадровые просчеты. До сих пор не устранена старая неэффективная система управления, обусловленная отсутствием стратегии в деятельности предприятий, недостаточным знанием конъюнктуры рынка, низким уровнем менеджмента.

2. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Правительство республики совместно со всеми ветвями власти, предприятиями и организациями должно реализовать Программу стабилизации экономики и финансов, разработанную Правительством Российской Федерации. Необходимость принятия Программы первоочередных мер по преодолению кризисной ситуации в экономике Республики Саха (Якутия) обусловлена тем, что предложенные в ней мероприятия дополняют и конкретизируют основные направления федеральной Программы с учетом особенностей республики. Реализация мер федеральной и республиканской Программ в ближайший период времени позволит решить основные задачи:

Разрешение бюджетного кризиса: исполнение бюджетных обязательств, в том числе по выплате заработной платы, сокращение бюджетного дефицита, государственного долга.

Создание условий для развития производства, преодоления неплатежей, бартера, восстановления нормального товарно-денежного оборота и, тем самым, для роста доходов в экономике и расширения налогооблагаемой базы.

Выполнение настоящей Программы не означает решения всех проблем экономики, но финансовый кризис должен быть преодолен, что вплотную позволит заняться решением задач развития экономики.

3. МЕРЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ БЮДЖЕТНОГО КРИЗИСА


 3.1. Мобилизация доходов


В рамках плана мобилизации доходов предусмотрены следующие основные меры на уровне Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) по совершенствованию налогового администрирования и изысканию дополнительных доходов бюджета:

Переход на начисление НДС по дате отгрузки продукции в соответствии с изменением в федеральном законодательстве, ибо существующий порядок позволяет надолго задерживать налоговые платежи. В ряде отраслей, особенно в газовой промышленности и электроэнергетике, будут применяться рассрочки по платежам.

Усиление мер государственного контроля за оптовой торговлей (включая оптовые рынки).

Использование имеющихся резервов пополнения доходов местных бюджетов за счет введения местных налогов, предусмотренных Законом РФ "Об основах налоговой системы в РФ", таких как налог на содержание жилищного фонда и социально-культурной сферы, лицензионные сборы за право торговли подакцизными товарами, сбор за право торговли, налог на рекламу, целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территорий и другие цели.

Упорядочение поступления налогов за счет ликвидации льгот и освобождений, предоставляемых дополнительно сверх российского законодательства, с учетом наиболее эффективного их применения. Отмена ранее предоставленных, не оправдавших себя отсрочек по уплате налогов.

Федеральным Правительством до 1 января 1999 года будут внесены дополнения в Налоговый кодекс, которые предоставят налоговым органам широкие полномочия по взысканию основной суммы задолженности по уплате налогов, а также начисленных на нее пеней и штрафов без необходимости обращаться в суд. В Налоговом кодексе РФ будут также содержаться усовершенствованные положения о налоговых органах, такие, как применение уголовной ответственности по отношению к налоговым агентам, не перечисляющим налоги в бюджет, и наделение налоговых органов правом взыскания средств с банковских счетов неплательщиков.

Введение единого налога с вмененного дохода для отдельных видов малого предпринимательства, в том числе для розничной торговли горюче-смазочными материалами на автозаправочных станциях и т.д. Задача - снизить налоговое бремя для законопослушных предпринимателей и обеспечить поступление налогов от скрываемых доходов.

Введение новой шкалы подоходного налога, более "плоской", с меньшими ставками, но распространяющейся на все виды доходов, включая кредиты, страховые полисы и т.п., которые сегодня представляют главные способы уклонения от налогов лиц с высокими доходами.

Введение налога с продаж со ставкой до 5%.

Введение единой ставки НДС на уровне 20%, отмена пониженной ставки на ряд товаров.

Ликвидация отдельных льгот по уплате НДС и налога на прибыль.

Введение гербового сбора в целях улучшения финансирования судебной системы.

Повышение ставок земельного налога и введение повышенной платы за неиспользуемые земельные ресурсы с целевым направлением средств на поддержку добросовестных сельхозпроизводителей и землепользователей.

Отмена льгот по взиманию доходов от сдачи в аренду государственного имущества.

Установление конкурсного порядка сдачи в аренду находящейся в государственной собственности недвижимости.

Повышение эффективности использования имущества аэропортов, находящихся в государственной собственности.

Упорядочение управления объектами государственной собственности за пределами республики.

В области государственного контроля за рынком алкогольной продукции в последние годы достигнуты некоторые результаты. Начался рост производства винно-водочной продукции, увеличились доходы бюджета. Однако есть еще большие резервы, поэтому предполагается:

усиление административной и уголовной ответственности за незаконное производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

регулирование оптового и розничного звена торговли через аккредитацию и создание специализированных торговых предприятий;

ужесточение требований к выдаче лицензий, приостановление действия лицензий или их аннулирование в случаях неуплаты налогов и акцизов сроком более 3 месяцев, производства и оборота продукции без акцизных марок и т.д.


 3.2. Сокращение государственных расходов


Будет продолжена инвентаризация бюджетной сети, определены параметры сокращения количества юридических лиц и оптимизации численности работников организаций, содержание которых финансируется за счет средств бюджета.

Формирование расходов бюджетной сферы в 1999 году планируется произвести в соответствии с социальными нормативами бюджетного финансирования.

Количество прямых получателей средств государственного бюджета на 1999 год будет сокращено. Некоторые получатели средств бюджета, утрачивающие статус прямых получателей (главных распорядителей), не теряют своей юридической самостоятельности и сохраняют целевое финансирование. Для этого предполагается внести изменения в бюджетную классификацию Республики Саха (Якутия) предусматривать в отдельных приложениях к республиканскому закону о государственном бюджете на соответствующий год объемы финансирования по каждому из них. В первую очередь это касается отделений Академии наук и особо ценных объектов культурного наследия народов Республики Саха (Якутия).

Реорганизацию бюджетных учреждений намечено проводить путем слияния организаций и сокращения расходов на их содержание, в том числе посредством оптимизации численности их работников.

Предусматривается поэтапная передача в ведение улусов, городов организаций и учреждений социальной сферы, ориентированных преимущественно на региональные нужды.


 Инвентаризация условий оплаты труда работников бюджетных организаций


В целях упорядочения оплаты труда работников бюджетной сферы предусматривается:

установление уровня среднего денежного содержания государственных служащих Республики Саха (Якутия) в соответствии с условиями денежного содержания федеральных государственных служащих, но не выше существующего уровня;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»