Действующий

О ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА 1999 - 2000 ГОДЫ

СОСТОЯНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)


По объективным причинам в Республике Саха (Якутия) продолжается неблагоприятная ситуация с состоянием условий и охраны труда. Высок уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, Так, в 1996 году общий производственный травматизм составил 1 873 случаев, в том числе 71 со смертельным исходом, а в 1997 году - соответственно 1 360 и 52 со смертельным исходом. Хотя абсолютное число несчастных случаев на производстве за последние 2 года снижено, однако относительные показатели травматизма (коэффициент частоты и тяжести) остаются высокими. Удельный вес работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, в основных отраслях промышленности в 1997 году составил 27 - 30%.

Причинами производственного травматизма и профессиональных заболеваний являются:

износ основных фондов и применение устаревших и несовершенных технологий;

низкий уровень финансирования мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда;

неудовлетворительное состояние трудовой и производственной дисциплины;

массовые нарушения элементарных требований правил безопасности;

сокращение служб и специалистов по охране труда;

ухудшение обеспечения спецодеждой и другими средствами защиты;

низкий уровень подготовленности работающих по вопросам охраны труда и профессиональной подготовки работников;

несоблюдение режимов труда и отдыха, резкое сокращение медицинских осмотров;

снижение ответственности, требовательности и контроля за соблюдением норм и правил по охране труда.

Республика несет большие убытки, вызванные с производственным травматизмом и профессиональными заболеваниями. Большой процент убытков составляют расходы по возмещению вреда инвалидам по трудовым увечьям и профессиональным заболеваниям. Помимо этого значительные затраты обусловлены амбулаторным (клиническим) лечением, проведением расследований несчастных случаев, потерями на производстве из-за простоев оборудования, снижения производительности труда.

Сложившаяся ситуация во многом связана с тем, что до настоящего времени не создана государственная система управления охраной труда, соответствующая новым экономическим и трудовым отношениям, отсутствуют экономические механизмы, побуждающие работодателей соблюдать требования по охране труда, не на должном уровне находится система обучения работников безопасным методам работы.

В Республике Саха (Якутия) управление охраной труда передано государственному органу исполнительной власти в области труда - Комитету по труду и занятости населения. Однако не до конца решены вопросы государственного управления охраной труда как в улусах (городах), так и на отраслевом уровне.

Несмотря на снижение общего уровня производства в целом по республике за 1995 - 1997 годы не достигнуто улучшения условий и охраны труда. За эти годы Правительством республики не были приняты республиканские программы по улучшению условий и охраны труда, хотя они были разработаны и внесены для рассмотрения.

Необходимость применения программного подхода к решению проблемы улучшения условий и охраны труда в республике определяется:

социально-экономической остротой проблемы;

невозможностью комплексного решения данной проблемы в условиях рыночной экономики без государственного регулирования;

необходимостью координации деятельности органов исполнительной власти, объединений работодателей, профессиональных союзов и надзорно-контрольных органов в процессе разработки и реализации комплекса мероприятий по решению данной проблемы.