1. Утвердить перечень акционерных обществ, осуществляющих важную в стратегическом, социально-экономическом плане деятельность, входящих в государственный сектор экономики.
2. Разработать методику определения оптимальной доли государственного участия в уставных капиталах акционерных обществ в ведущих отраслях экономики республики в целях минимизации портфеля государственных пакетов акций в республиканской собственности до уровня, позволяющего реализовывать регулирующую и контролирующую функции государства.
3. Принять Закон Республики Саха (Якутия) "Об управлении государственными пакетами акций, находящимися в республиканской собственности" на основе экономических расчетов оптимального размещения государственных долей в уставных капиталах акционерных обществ, предусматривающий:
3.1. Реализацию общегосударственных функций при управлении акциями, закрепленными в республиканской собственности, в том числе:
дифференцированный подход к управлению государственными пакетами акций, в зависимости: от отраслевой принадлежности организаций; целей, преследуемых государством в деятельности хозяйственных обществ и товариществ в естественных монополиях, реализующих перспективные проекты социального направления; размера пакета, ликвидности акций; финансового состояния; численности работников и величины активов организации;
увеличение доли государственного участия до размеров, необходимых для выполнения общегосударственных задач;
сохранение доли государственного участия в уставных капиталах организаций при осуществлении дополнительных эмиссий;
разработку положения о межведомственной комиссии по передаче государственных пакетов акций, находящихся в республиканской собственности, в доверительное управление на конкурсной основе и положения о доверительном управляющем.
3.2. Привлечение инвестиций в реальный сектор экономики и развитие производства, увеличение выпуска продукции акционерными обществами, в том числе:
разработку порядка использования пакетов акций в качестве залога при выдаче гарантий от имени Республики Саха (Якутия) для привлечения внешних займов с отнесением этих гарантий на государственный долг, обеспеченный имуществом, а не доходами республиканского бюджета;
использование акций, находящихся в государственной собственности, в качестве обеспечения для привлечения инвестиций и кредитов в реальный сектор экономики по целевым программам;
продажу акций по конкурсу с инвестиционными и социальными условиями эффективным собственникам в процессе приватизации;
сокращение доли участия государства в уставных капиталах акционерных обществ в целях повышения их инвестиционной привлекательности для инвесторов;
механизм приобретения акций государством в счет капитализации задолженности хозяйственных обществ, товариществ по государственным займам, налогам.
3.3. Осуществление контроля за эффективностью управления государственными пакетами акций, в том числе:
создание системы контроля и критериев оценки финансово - хозяйственной деятельности акционерных обществ и хозяйственных товариществ с государственной долей в уставном капитале с привлечением государственных представителей и поверенных;
введение в органы управления наиболее крупных акционерных обществ, производящих продукцию (товары, услуги), имеющую важное социально-экономическое, стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности республики, представителей и поверенных государства. Для государственных поверенных выполнение функций в органах управления акционерных обществ является основной деятельностью;
разработка порядка контроля и отчетности руководителей, представителей государства (поверенных) в органах управления акционерными обществами о финансово-хозяйственной деятельности соответствующих хозяйственных обществ и товариществ, выполнении ими задач, поставленных государством, а также меры привлечения их к ответственности за невыполнение;
разработка порядка аттестации специалистов в сфере управления хозяйственными обществами и товариществами;
пересмотр уставов хозяйственных обществ и товариществ с государственным участием в соответствии с целями и задачами государства в их деятельности.
3.4. Увеличение поступлений дивидендов и других неналоговых доходов в бюджет от государственного участия в деятельности хозяйственных обществ, товариществ, минимизацию управленческих затрат, в том числе:
покупку ликвидных и высокодоходных акций на вторичном рынке для формирования пакетов и получения доходов в бюджет от их продажи;
вовлечение государственных пакетов акций в хозяйственный оборот путем выпуска и реализация производных ценных бумаг (государственные долговые обязательства), обеспеченных пакетами акций;
приватизацию акций акционерных обществ (аукцион, специализированный аукцион, коммерческий конкурс с инвестиционными условиями) после их санации и предпродажной подготовки;
реализацию на денежных аукционах неликвидных мелких и средних пакетов акций;
продажу государственных пакетов акций (долей) в уставных капиталах хозяйственных обществ или товариществ, в которых участие государства нецелесообразно или цель, преследуемая государством в их деятельности, может быть достигнута иным, кроме участия, способом, по стоимости доли, определяемой из расчета чистых активов организации;
консолидацию пакетов акций акционерных обществ (формирование вертикально интегрированных структур), выполняющих однородные функции с точки зрения экономических целей государства;
разработку механизма передачи государственных пакетов акций из федеральной собственности в республиканскую (выкуп федеральных пакетов акций акционерных обществ, осуществляющих свою основную деятельность на территории Республики Саха (Якутия);