Создание системы эффективного управления государственным имуществом предполагает формирование и ведение Реестра государственного имущества Республики Саха (Якутия) и федерального имущества, находящегося на территории республики, позволяющего вести полный учет и контроль за эффективностью владения, пользования, распоряжения имуществом. В настоящее время объектами учета в Реестре являются здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. С 2000 года реестр начал пополняться воздушными, морскими, речными судами, пакетами акций, находящимися в государственной собственности Республики Саха (Якутия).
Требуется совершенствование технологии учета государственного имущества, исходя из критериев доступности, информативности, полноты и достаточности данных, учитываемых в реестре. Существующая технология учета государственного имущества не позволяет осуществить полный контроль за движением государственного имущества, направлением государственных денежных потоков. Для анализа эффективности управления государственным имуществом и достоверности прогноза поступления доходов в бюджет, помимо имущественной составляющей, в реестр учета должна быть включена финансовая составляющая.
Формирование полного Реестра государственного имущества Республики Саха (Якутия) позволит создать систему эффективного управления государственным имуществом с элементами, обеспечивающими:
эффективное управление государственным сектором экономики, непрерывный контроль и регулирование финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий, учреждений и акционерных обществ с государственной долей в уставном капитале;
проведение достоверного анализа, прогноза и оценки эффективности использования государственного имущества;
контроль государственных денежных потоков;
рыночную оценку и защиту прав собственности при управлении недвижимостью, государственными пакетами акций и др.;
выполнение государством социальных функций в процессе использования республиканского имущества;
максимизацию доходов республиканского бюджета от использования государственного имущества;
сосредоточение функций распоряжения государственным имуществом в одном ведомстве.
Для формирования полного Реестра государственного имущества Республики Саха (Якутия) и совершенствования на его основе управления государственным имуществом необходимо реализовать ряд мероприятий, в том числе:
1. Четкое разграничение и координирование полномочий всех государственных органов, участвующих в процессе управления государственным имуществом.
2. Ведение реестра государственного имущества в режиме непрерывного полного учета и контроля основных фондов государственных предприятий и учреждений, хозяйственных обществ в части государственного имущества, не вошедшего в уставный капитал, обновляемого ежеквартально на основе балансов, бухгалтерской отчетности по учету основных средств, в том числе объектов, незавершенных строительством, финансируемых государством с указанием сметной стоимости, источников их финансирования, фактических сумм капитальных вложений.
3. Выявление излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению государственного имущества (в том числе объектов незавершенного строительства), подлежащего продаже, передаче в частную собственность в счет реструктуризации долгов и т.д.
4. Введение системы безусловной рыночной оценки объектов государственной собственности с определением в расходной части республиканского бюджета постоянных затрат по финансированию оценочной деятельности.
5. Введение системы обязательного страхования государственного имущества, вовлеченного в хозяйственный оборот (аренда, хозяйственное ведение, пользование, залог), на основе федерального законодательства.
6. Разработка необходимой правовой базы, позволяющей использование при распоряжении республиканским имуществом различных правовых конструкций (залог, доверительное управление, внесение прав пользования в уставный капитал и т.д.).
7. Увеличение неналоговых сборов за счет отчислений от части прибыли организаций, использующих государственное имущество, коммерциализация отдельных функций государственных органов, в том числе по управлению государственным имуществом: лицензионная, регистрационная, оценочная деятельность, агентские услуги по техническому учету имущества, обслуживанию клиентов. Введение механизма возмездного пользования организациями государственным имуществом за счет прибыли, выпуска долговых обязательств, раздела продукции и т.д.