Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ И ПРИВАТИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) (с изменениями на: 22.04.2004) (утратило силу на основании постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 23.08.2024 N 385)


 1.1. Оценка исходных условий


В условиях реформирования системы государственного управления и экономики для эффективного функционирования всех форм собственности возникает объективная необходимость формирования оптимальной структуры государственного сектора экономики. На сегодняшний день в российской экономике государственный сектор не проявляет себя как активный экономический субъект и основа экономики. Отсутствует система учета, оценки и прогноза показателей, характеризующих состояние государственного сектора экономики.

В соответствии с постановлением Правительства РФ "О прогнозе развития государственного сектора экономики Российской Федерации" главными критериями оценки состояния государственного сектора экономики являются финансово-хозяйственные показатели государственных унитарных предприятий, государственных учреждений, хозяйственных обществ с долей государственной собственности, превышающей 50% уставного капитала (в разрезе федеральной собственности и собственности субъектов РФ). В условиях функционирования всех форм собственности должны быть четко определены границы государственного сектора экономики. Количество государственных унитарных предприятий, учреждений и хозяйственных обществ с долей государства в уставном капитале должно отражать осознанные действия государства в регулировании социально - экономических процессов в соответствии с целями и задачами государства.

По данным Мингосимущества Республики Саха (Якутия) на 1 марта 2001 года в республиканской собственности насчитывается 239 государственных унитарных предприятий (вместе с ДГУП), 426 государственных учреждений, 24 хозяйственных общества с государственной долей, превышающей 50% уставного капитала, в том числе 6 - с совместной с РФ долей. В течение 2001 и 2002 годов общее количество субъектов государственного сектора экономики республики почти удвоится за счет перерегистрации муниципальных унитарных предприятий, учреждений, находящихся в ведении улусов и городов в государственные предприятия и учреждения. Следует подчеркнуть, что в республике усиливается доминирование государственной формы собственности и, соответственно, растет нагрузка на республиканский бюджет.

Количество государственных предприятий, учреждений будет оптимизироваться путем реорганизации, ликвидации предприятий, преобразования государственных унитарных предприятий в акционерные общества в соответствии с целями и задачами государства в их деятельности. Уставы государственных предприятий будут приведены в соответствие с действующим законодательством и интересами государства в их деятельности, будет усилен контроль за деятельностью государственных предприятий и повышены требования к их руководителям, что, в конечном итоге, будет способствовать оптимизации количества организаций государственного сектора экономики.

Поскольку государственный сектор охватывает весь спектр финансово-экономических, социальных отношений, в нем должен быть определен действенный механизм учета, контроля и регулирования параметров, характеризующих его состояние, который может быть представлен следующими органами государственной исполнительной власти:

1. Министерство экономики и прогнозирования Республики Саха (Якутия);

2. Отраслевые министерства и ведомства;

3. Республиканская служба по реформированию и банкротству;

4. Министерство по управлению государственным имуществом Республики Саха (Якутия);

5. Министерство финансов Республики Саха (Якутия);

6. Комитет Республики Саха (Якутия) по статистике;

7. Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по ценовой и антимонопольной политике;

8. Управление министерства РФ по налогам и сборам по Республике Саха (Якутия).

Необходимо определить систему показателей субъектов государственного сектора экономики и установить порядок разработки, закрепления за государственными органами исполнительной власти параметров оценки состояния, развития государственного сектора с учетом реализуемых ими функций и задач. Параметры государственного сектора экономики должны разрабатываться в комплексе с общими параметрами социально - экономического развития республики в сопоставляемой для сравнительного анализа форме.

Эти параметры должны представлять весь комплекс обобщенных показателей субъектов государственного сектора экономики и отражать финансовые результаты, производственные показатели, состав и состояние расчетов и имущества организаций в отраслевом разрезе, долю государственного сектора экономики в макроэкономических показателях, систему учета, контроля, регулирования экономических процессов в государственном секторе.

Из экономической стратегии, главным направлением которой является расширение и укрепление частного сектора, в конечном итоге - становление и развитие подлинно рыночной экономики, логически следует, что до 2010 года должно произойти заметное сокращение количества государственных предприятий, учреждений, доли государства в общем объеме основных фондов и, соответственно, увеличение количества приватизированных предприятий, доли частного сектора в общем объеме основных фондов. Данный процесс влечет за собой увеличение доходов республиканского бюджета за счет роста объемов налоговых изъятий от деятельности новых эффективных собственников, а также от продажи государственного имущества и дивидендов от участия государства в уставных капиталах хозяйственных обществ и, по мере сокращения количества объектов государственного недвижимого имущества, снижение доходов от сдачи их в аренду.

В условиях рыночной экономики функция государства в регулировании экономических процессов заключается в четком определении и реализации его базовых функций.

Вопросы, рассматриваемые в рамках настоящей Концепции, предполагают, что содержательно базовые функции государства должны быть определены и реализованы по следующим направлениям:

а) в регулировании экономических процессов:

обеспечение базовых рыночных условий для:

оздоровления предпринимательского и инвестиционного климата и защиты прав собственности,

совершенствования корпоративного управления,

создания условий для развития конкурентного рынка при соблюдении равенства прав и обязанностей всех его участников,

соблюдения антимонопольного закона, особенно в "естественных монополиях";

б) в государственной поддержке производства товаров и услуг:

принятие управленческих решений по вопросам финансирования строительства дорог, канализационных систем, нефтяных и газовых трубопроводов, коммуникационных сетей,

финансирование, управление учреждениями системы образования,

обеспечение необходимого минимума жилищного строительства, системы питания, медицинского обслуживания населения, социальных услуг нетрудоспособной части населения,