В настоящее время нормативная правовая база рынка земельных ресурсов России находится в стадии формирования и не действует в полной мере. В этих условиях требуется своевременно производить совершенствование нормативных правовых отношений в сфере земельных отношений Республики Саха (Якутия).
Нестабильное состояние и стагнация региональных земельных рынков, низкая эффективность государственного регулирования земельного рынка, процессов приватизации земель, инвестирования, ипотеки и оборота земельных ценных бумаг также относятся к числу актуальных проблем управления земельными ресурсами. Не совершенна и инфраструктура обеспечения земельного рынка, в силу чего представляется необходимым введение построенных на научной основе и с учетом передового опыта принципов и методов государственного регулирования и стимулирования предпринимательской инициативы в сфере землеустройства.
Необходима реорганизация сложившейся системы государственного управления земельными ресурсами, обеспечивающая оптимизацию регулирования процесса землеустройства, арендных отношений на землю, инвестиционной деятельности на земельном рынке. Негативные последствия несовершенства системы управления достаточно очевидны: ведомственное дублирование управленческих функций, неупорядоченность взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления при реализации земельной политики, неэффективность распределения бюджетных средств и снижение объемов земельных платежей в бюджеты.
В соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия) Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия) является уполномоченным органом по управлению и распоряжению земельными участками, ведению единой государственной политики в области земельных отношений на территории республики. В рамках работы в данном направлении предприняты следующие меры:
созданы комиссии по обеспечению поступления доходов от арендной платы за землю во все уровни бюджетов в 23 улусах (районах) из 35 существующих. На заседаниях комиссий рассмотрены 101 предприятие, имеющие задолженности по арендным платежам за землю на общую сумму 71 млн. рублей;
с введением на территории Республики Саха (Якутия) института местного самоуправления с целью его активного вовлечения в сферу земельных отношений проводится работа по совершенствованию действующих нормативных правовых актов, направленных на реализацию государственной политики республики в сфере управления земельными правоотношениями.
Процесс разграничения государственной собственности на землю на территории Республики Саха (Якутия) начат в 2001 году и в настоящее время идет медленными темпами. Возникают объективные трудности, приводящие к затягиванию процесса разграничения государственной собственности на землю: частичное несоответствие документации государственного кадастрового учета земельных участков современным требованиям, отсутствие у правообладателей земельных участков необходимых финансовых средств на проведение землеустроительных работ для постановки на государственный кадастровый учет, проблемы межведомственного взаимодействия, отсутствие, преимущественно в северных улусах, квалифицированных кадров в землеустроительных, кадастровых организациях; отсутствие отделений БТИ, Кадастровой и Регистрационной палаты в некоторых улусах, недостаточное осознание руководителями организаций приоритетности задач по разграничению государственной собственности на землю и недостаточный контроль с их стороны за оформлением землеустроительной документации, за проведением государственного кадастрового учета закрепленных земельных участков, регистрации прав на объекты недвижимости, в том числе земельные участки; затягивание правообладателями решения вопросов по представлению сведений о закрепленных земельных участках. Эти причины негативным образом сказываются на процессе разграничения государственной собственности на землю, что приводит к невозможности реализации правомочий собственника по распоряжению землями и обеспечения поступления существенных средств в доходную часть бюджетов всех уровней.
В результате проведения земельной реформы на территории Республики Саха (Якутия) начал формироваться рынок земельных участков, находящихся в собственности у физических и юридических лиц. Так как приватизация земельных участков под объектами недвижимости, находящимися в собственности у граждан и юридических лиц, носит заявительный характер, государство не имеет права обязать собственников объектов недвижимости выкупать земельные участки. Поэтому спрогнозировать поступление доходов в бюджет от приватизации земельных участков затруднительно.
По состоянию на 1 января 2004 года принято решение о приватизации 57 земельных участков на общую сумму 15502 тыс. рублей, площадь проданных участков составила 17,897 га. Также при приватизации государственных унитарных предприятий земельные участки, находящиеся под объектами недвижимости, включаются в расчет уставного капитала создаваемых акционерных обществ, что позволяет повысить рыночную капитализацию их акций, инвестиционную привлекательность предприятий и вовлечение в гражданский оборот большего количества земельных участков.
Необходимо обеспечить привлекательность приватизации земельных участков, как инструмента, позволяющего повысить инвестиционную привлекательность самого предприятия и привлечь кредитные ресурсы с использованием земельного участка как объекта гражданско-правовых отношений для развития производства. Выкуп земельных участков в собственность при краткосрочном и среднесрочном рассмотрении позволяет понизить финансовые издержки по оплате арендных платежей за землю.
В настоящее время основной формой пользования землей на территории Республики Саха (Якутия) является право постоянного пользования и право аренды земельных участков.
Принято 3322 решения по предоставлению земельных участков в аренду на территории муниципальных образований республики.
Получены и внесены в базу данных списки физических и юридических лиц-арендаторов земельных участков 30 улусов и городов, всего 33112 арендаторов, площадь арендованных земель составляет 34306 га.
За 2003 год поступление доходов от арендной платы за землю в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) составило 320,494 млн. рублей, в том числе в республиканский бюджет 164,464 млн. рублей, т.е. 156% от установленного планового задания на 2003 год.