Основная цель управления земельными ресурсами республики - рациональное и эффективное использование земельных ресурсов, включая создание и поддержание благоприятной среды, защиту прав республики как собственника земельных ресурсов, вовлечение в гражданско-правовой оборот земельных участков и повышение их инвестиционной привлекательности, а также пополнение доходной части республиканского бюджета.
Вовлечение земельных участков в гражданско-правовой оборот предполагает:
формирование объекта недвижимости - наличие сформированного объекта - земельного участка, его правового статуса со всеми сервитутами (ограничениями и обременениями) и целевым назначением;
возможность оперативной государственной регистрации прав на земельный участок;
наличие земельно-информационной системы, основанной на данных Государственного земельного кадастра;
наличие инфраструктуры земельного рынка, института кадастровой и независимой оценки и др.
Особенности оборота земельных участков и (или) прав на них заключаются в том, что Республика Саха (Якутия), как субъект Российской Федерации, выступает:
властной структурой в рамках административного права;
регулятором земельных отношений, включая установление ставок, государственный учет, межевание, установление границ, разрешенного или целевого пользования и т.п.;
организатором кадастровой и рыночной оценки земель;
контрольным органом по охране и использованию земель;
хозяйствующим субъектом, являющимся крупнейшим собственником, предоставляющим свою собственность иным лицам на правах срочного или постоянного пользования, являющимся потенциальным продавцом земельных участков, как заказчик при размещении государственных заказов (реализации городских и муниципальных заказов).
Поставленные цели достигаются с помощью решения следующих задач:
совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы по вопросам регулирования земельных отношений;
обеспечение проведения разграничения государственной собственности на землю, создание и актуализация базы данных по разграниченным земельным участкам, планирование и управление данным процессом. В результате разграничения появится прочная основа для создания эффективной правовой системы управления земельными ресурсами, развития полноценного рынка недвижимости;
организация государственной оценки земель, разработка правового и научно-методического обеспечения этого процесса. Актуальность решения данной задачи проистекает из того неоспоримого факта, что создание системы и инструментариев государственной оценки земель формирует базу для совершенствования налогообложения, повышения бюджетных доходов от использования земель, применения аренды как эффективного способа использования государственных земельных ресурсов;
организация системной, планомерной работы по эффективному их использованию, в том числе по предоставлению в аренду земельных участков, находящихся в республиканской собственности (подготовку, заключение и учет договоров аренды, расчет и начисление арендной платы, контроль за платежами, составление списков неплательщиков, ведение претензионно-исковой работы);
создание государственного земельного кадастра и обеспечение мониторинга использования земель, выявление неиспользуемых и неэффективно используемых земельных участков;
развитие земельного рынка, стимулирование приватизационных и инвестиционных процессов в сфере земельных отношений.