Финансовые ресурсы, включающие государственные средства, средства внебюджетных фондов и предприятий, в 2002 году оцениваются в размере 71,9 млрд. рублей. При этом финансовые средства, получаемые из федеральных источников, прогнозируются в объеме 15,3 млрд. рублей или 21,2% от общего объема доходной части финансового баланса. Расчет прогноза государственных доходов составлен исходя из 100% собираемости налогов, других обязательных платежей и принятия отдельных глав части II Налогового кодекса РФ (по налогу на прибыль организаций и налогу на добычу полезных ископаемых).
В структуре представленного финансового баланса собственные ресурсы, формируемые на территории республики без учета федеральных поступлений, составят около 79%.
За счет налоговых поступлений прогнозируется сформировать около 30% финансовых ресурсов территории, или 16,7 млрд. рублей, из которых на территории республики останется 67%.
В связи со снижением объема поступлений от АК "АЛРОСА" (что обусловлено изменением ставки арендной платы) прогнозируется понижение неналоговых доходов финансового баланса, которые составят 8,9 млрд. рублей, что ниже оценочных показателей 2001 года на 15%.
Средства для образования государственных внебюджетных фондов прогнозируются в объеме 12,1 млрд. рублей, из которых на территории республики будут израсходованы 8,3 млрд. рублей или 68,3% от объема поступлений.
За счет средств предприятий (прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий после уплаты налога на прибыль и амортизационные отчисления) будет сформировано около 27% собственных финансовых ресурсов территории. Обеспеченность хозяйствующих субъектов собственными ресурсами в 2002 году в основном будет определяться финансовыми результатами их деятельности. Прогнозируется прибыль в размере 14,9 млрд. рублей, что на 1,4% ниже показателя 2001 года.
Расходы баланса финансовых ресурсов Республики Саха (Якутия) на 2002 год сформированы в двух вариантах.
Первый вариант предполагает полный учет нормативных потребностей для осуществления государственных функций, нормальной деятельности хозяйствующих субъектов республики, необходимости погашения накопленной задолженности прошлых лет, потребности в инвестиционных ресурсах для осуществления расширенного воспроизводства. Совокупная потребность по данному варианту оценивается в 95,8 млрд. рублей и в 1,7 раза превышает максимально достижимые доходы.
Потребность в государственных расходах составляет 60 млрд. рублей (или 46,5% в ВРП), что позволяет сделать вывод о несбалансированности государственных обязательств и располагаемых финансовых ресурсов, избыточности долгового бремени. Сумма дефицита финансовых ресурсов по первому варианту достигает 33,5 млрд. рублей, в том числе дефицит государственных финансовых ресурсов - 15 млрд. рублей.
По второму варианту определены направления государственных расходов, которые рассчитаны в рамках прогнозируемых доходов, то есть без образования дефицита. Средства Государственного бюджета Республики Саха (Якутия) без учета целевых бюджетных фондов составят 30,2 млрд. рублей, в том числе на инвестиции в основной капитал планируется направить около 1 млрд. рублей.
В распоряжении предприятий в 2002 году будут находиться ресурсы в размере 15,4 млрд. рублей (26,8% от общего объема финансовых ресурсов), что меньше их потребностей более чем в 2 раза. Потребность предприятий включает в себя необходимые инвестиционные ресурсы, средства на погашение просроченной задолженности, покрытие убытков прошлых лет.
Одной из самых сложных проблем остаются неплатежи в экономике. Совокупная кредиторская задолженность, с учетом задолженности по полученным кредитам и займам на 1 июля т.г., составила 77 млрд. рублей и превышает дебиторскую почти в два раза. При этом не снижаются темпы роста, с начала года кредиторская задолженность увеличилась на 16%, дебиторская задолженность - на 17%. Для улучшения состояния расчетов и решения проблемы неплатежей, хозяйствующими субъектами республики должны быть предприняты меры по реструктуризации задолженности в бюджет, определены оптимальные зачетные схемы, ведущие к уменьшению просроченной дебиторской-кредиторской задолженности. Осуществление процедуры банкротства неплатежеспособных и бесперспективных предприятий, являющихся устойчивыми неплательщиками позволит уменьшить число генераторов неплатежей и окажет положительное влияние на общее состояние расчетов.
В 2002 году продолжится проводимый на уровне Российской Федерации процесс реформирования налоговой системы, который направлен на упрощение налогового законодательства, снижение налогового бремени, установление жесткого оперативного контроля за соблюдением налогового законодательства, пресечение "теневых" экономических операций, в связи с чем планируется осуществление следующих мероприятий:
введение налога на добычу полезных ископаемых, заменяющего действующие платежи за право пользования недрами и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, что повлечет выпадающие доходы Государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в объеме 1,8 млрд. рублей;
реформирование налогообложения прибыли организаций, включая снижение на 11 процентных пунктов ставки, принятие к вычету всех необходимых и документально подтвержденных расходов, в том числе расходов на освоение природных ресурсов, либерализацию амортизационной политики для целей налогообложения, обязательное применение налогоплательщиками метода начисления при определении момента признания доходов и расходов, направленное на стимулирование хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятий;
введение единого сельскохозяйственного налога, в основу которого положено налогообложение сельскохозяйственных угодий по их кадастровой стоимости. Принимая во внимание низкую кадастровую стоимость сельскохозяйственных земель Республики Саха (Якутия), введение данного налога позволит сделать реальной налоговую нагрузку на сельхозтоваропроизводителей, упростить систему налогообложения, даст возможность уплачивать налог один раз в год.
Налоговая политика Республики Саха (Якутия) в 2002 году будет основываться на принципах полного соответствия регионального законодательства о налогах и сборах федеральному и сокращения объема предоставляемых налоговых льгот.
В 2002 году планируется отказаться от льготирования предприятий, добывающих уголь, нефть, газ, осуществляющих аэропортовую деятельность, в результате чего сумма предоставляемых льгот составит 415 млн. рублей (против 427 млн. рублей в 2001 году). Изменен механизм принятия решений о выводе основных средств на консервацию, отменен централизованный порядок уплаты налога на прибыль для предприятий, имеющих структурные подразделения, схема предоставления налоговых льгот в качестве бюджетного финансирования.
В рамках предоставленных полномочий планируется проведение индексации ставок единого налога на вмененный доход, платы за пользование водными объектами, налога с владельцев транспортных средств, что позволит увеличить поступления в доходную часть Государственного бюджета Республики Саха (Якутия) примерно на 70 млн. рублей.