Действующий

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2002 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2004 ГОДА


 Прогноз развития государственного сектора экономики в 2002 году


Прогноз развития государственного сектора экономики Республики Саха (Якутия) на 2002 год разработан во исполнение Федерального закона "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ", Закона Республики Саха (Якутия) "Об управлении государственной и муниципальной собственностью в Республике Саха (Якутия)".

В 2002 году прогнозируется рост производства электроэнергии. Крупнейшим предприятием в отрасли является ОАО АК "Якутскэнерго" (зависимое хозяйственное общество РАО "ЕЭС России"), на долю которого приходится 96% всей производимой на территории республики электроэнергии. Действия Правительства Республики Саха (Якутия) будут направлены на увеличение доли республики в уставном капитале компании, которая на сегодня составляет 1,34%, путем капитализации инвестиционных средств, направленных в 1995 - 2000 годах из государственного бюджета республики на строительство линий электропередач и иных производственных объектов компании.

Для обеспечения надежного энергоснабжения северных улусов республики в 2002 году необходимо выработать согласованное решение по реформированию сельской электроэнергетики республики и созданию единого энергетического комплекса республики.

Доля предприятий государственного сектора в угольной промышленности остается по-прежнему высокой - 95,5%. Однако, в связи с сокращением объемов добычи по основному предприятию ГУП "Якутуголь" и развитием малых угольных разрезов в Южной Якутии, доля государственного сектора в отрасли к 2002 году сократится до 91%. К началу 2002 года планируется закрытие нерентабельного угледобывающего предприятия - ГУП "Разрез "Мироновский".

Основной проблемой предприятий угледобывающей отрасли продолжает оставаться высокий износ горно-транспортного оборудования, необходимость увеличения объема вскрышных работ. В целях создания условий для привлечения инвестиций в 2002 году необходимо завершить приватизацию ГУП "Якутуголь".

Государственный сектор в цветной металлургии представлен, предприятиями алмазодобывающей (АК "АЛРОСА", ОАО "Нижне-Ленское"), оловодобывающей (ОАО "Депутатсколово") и алмазогранильной (ГП "Покровский гранильный завод") отраслей.

ОАО "Депутатсколово" (85% акций находится в республиканской собственности) обеспечивает половину добычи оловоконцентрата в России, является единственным оловодобывающим предприятием в республике и основным бюджетообразующим предприятием Усть-Янского улуса. Деятельность предприятия зависит от складывающейся цены на олово на мировом рынке, где в последнее время из-за большого объема олова, поступающего из КНР, цена значительно снизилась. При сохранении тенденции падения цены на олово, без принятия мер по поддержанию предприятия, в 2002 году добыча олова станет нерентабельной.

Государственный сектор в алмазогранильном производстве представлен ГП "Покровский гранильный завод". Решение вопроса обеспечения предприятия качественным алмазным сырьем позволит в 2002 году повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции и увеличить объем производства бриллиантов.

Государственный сектор в лесопромышленном комплексе республики включает ОАО "Сахалес" и широкую сеть леспромхозов, лесокомбинатов и лесопунктов.

Для увеличения производства и эффективной организации экспортных поставок в лесопромышленном комплексе в 2002 году необходимо продолжить создание вертикально-интегрированной структуры на базе ОАО "Сахалес" и оказание государственной поддержки. ОАО "Сахалес" планирует в 2002 году обновить парк лесозаготовительной техники и автотранспорта Алданского, Витимского, Дельгейского филиалов, что позволит увеличить поставку древесины для обработки.

В целях дальнейшего развития мебельного производства будет реализована Программа переоснащения станочного оборудования ГУП "Сахамебель". Предприятие в 2002 году планирует расширить сеть филиалов по мелкотоварному производству мебели в улусах.

Одним из крупных государственных предприятий в легкой промышленности является ГУП ФАПК "Сахабулт". Для развития ГУП ФАПК "Сахабулт" разработана Программа развития кожевенно-мехового производства, направленная на увеличение доли потребительских товаров местных производителей на внутреннем рынке республики, развитие кожевенно-мехового производства, расширение ассортимента и улучшение качества продукции, увеличение объемов реализации продукции за пределы республики. В рамках Программы будут произведены реконструкция и техническое перевооружение объектов кожевенно-обувного производства.

Государственный сектор в отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности охватывает 54 предприятия, объем выпускаемой продукции в которых составил 639 млн. рублей или 47% от общего объема промышленной продукции отрасли.

Предприятия государственного сектора занимают доминирующее положение по производству муки, кондитерских, макаронных и ликероводочных изделий, пива, минеральной воды, товарной рыбной пищевой продукции. В обновлении производственных мощностей и замене технологий, увеличения номенклатуры и качества выпускаемой продукции большую роль играют инвестиции в основной капитал, в том числе из бюджета республики.

В структуре производства пищевой продукции произойдут изменения в сторону уменьшения доли государственного сектора, что обусловлено более быстрыми темпами роста частного сектора. При этом сохранится лидирующее положение государственного сектора, что оправдано усилением государственного контроля за выпуском продукции (винно-водочные изделия, детское питание), сложившейся системой заготовки (товарная рыбная пищевая продукция). Государственное регулирование предприятий будет осуществлено через реализацию Программы развития пищевой и перерабатывающей промышленности и Программы обеспечения населения питьевой водой, направленных на техническое переоснащение основных средств предприятий для обеспечения глубокой переработки продукции с длительным сроком хранения. Предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности необходимо проводить маркетинговые исследования рынка, ориентируя ассортимент и потребительские свойства выпускаемой продукции к спросу, решать задачи по снижению затрат и улучшению финансовых показателей.

Государственный сектор агропромышленного комплекса в 2002 году будут в основном представлять предприятия, являющиеся базовыми в обеспечении выполнения стратегических направлений государственной политики. К их числу можно отнести крупные конезаводы, птицефабрики, базовые зерноводческие хозяйства, финансово-агропромышленные корпорации (компании). Государственный сельскохозяйственный сектор представлен 141 государственным унитарным предприятием и 112 государственными учреждениями.

За счет реализации мероприятий по развитию зерноводческих хозяйств, табунного коневодства, совершенствованию селекционно-племенной работы и семеноводства, обеспечению новой сельскохозяйственной техникой на основе лизинговых поставок, в 2002 г. ими будет произведено продукции на сумму 695,4 млн. рублей, что составит 8% от общего объема валовой сельскохозяйственной продукции. Доля продукции данной категории хозяйств в общем объеме не увеличится.

Совершенствование заготовительной системы за счет расширения рынка сбыта, увеличение числа заготовительных организаций, рост закупок для государственных нужд позволят государственным предприятиям реализовать сельхозпродукции на сумму 475,4 млн. рублей или добиться увеличения на 25,1%. При этом избежать убыточности данная категория хозяйств не сможет. Убытки от реализации продукции составят 131,8 млн. рублей. В результате более быстрого роста тарифов на услуги, цен на используемые семена, минеральные удобрения, горюче-смазочные и вспомогательные материалы доля убытков в 1 рубле реализованной продукции возрастет на 5,7% и достигнет 27,7 копеек.

На окончательные результаты 2002 года окажут позитивное влияние действующие республиканская целевая программа "Зерно" и федеральная программа "Повышение плодородия почв России". Дополнительно в течение 2001 года будут разработаны республиканские программы "Развитие растениеводства в Республике Саха (Якутия)" и "Корма".

Необходимо в ближайшее время осуществить комплекс эффективных мер по финансовому оздоровлению и развитию предприятий государственного сектора. Среди основных должно стать внедрение института конкурсных управляющих и пересмотр кадровой политики. Позитивное влияние может оказать изменение существующей структуры управления государственной собственностью в агропромышленном комплексе.

Основными направлениями реформы жилищно-коммунального хозяйства в 2001 году будет снижение затрат на оказываемые услуги при сохранении их качества, повышение эффективности отрасли в целом. Требует серьезного анализа и перестройки система поставок продукции для нужд жилищно-коммунального хозяйства по государственному заказу, продолжится реализация целевых республиканских программ отрасли.

В целях улучшения финансового состояния предприятий жилищно-коммунального хозяйства в 2002 году необходимо разработать и начать реализацию мероприятий финансового оздоровления предприятий отрасли и выхода их на безубыточный уровень.

Государственный сектор в транспортом комплексе республики в общем объеме перевозки грузов занимает 30,1%, пассажиров - более 70%.

В 2002 году в степени влияния государственного сектора экономики существенных изменений не произойдет - удельный вес государственного сектора в перевозке грузов сохранится на уровне 30%, пассажиров - 70%. Предприятия государственного сектора будут наращивать объемы перевозок грузов и пассажиров. Из Государственного бюджета Республики Саха (Якутия) будут выделены средства на разработку баров рек Яна н Индигирка, обновление парка воздушных судов, на содержание рек Лена н Алдан, решены вопросы собственности ГСК "Арктическое морское пароходство" и реструктуризации долга бюджета за перевозки по государственным нуждам. Однако, условия эксплуатации морально устаревшей и экономически неэффективной техники способствуют получению убытков авиакомпаниями и портами около 40 млн. рублей.

В 2002 году действия Правительства Республики Саха (Якутия) будут направлены на повышение эффективности использования государственной собственности на транспорте, в целях обеспечения своевременного погашения задолженности бюджета по перевозкам для государственных нужд. Важной задачей будет привлечение инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры через участие в федеральных программах, также будут поддерживаться механизмы, обеспечивающие применение лизинга на транспорте. Преобразования в системе пассажирского транспорта предусматривают совершенствование системы размещения заказов на осуществление маршрутных пассажирских перевозок и обновление технического парка в предприятиях, относящихся к госсектору.

В гражданской авиации основной задачей является стабилизация авиапредприятий, относящихся к госсектору, оптимизация системы авиапортов, а также обеспечение безопасности полетов и стабильной работы авиации в районах, где она является безальтернативной. Правительством Республики Саха (Якутия) будут приняты меры по государственной поддержке авиапортов и развития санитарной авиации, по совершенствованию управления республиканским имуществом в авиакомпаниях и аэропортах.

Развитие сети автомобильных дорог и дорожной инфраструктуры будет направлено на реконструкцию и строительство опорной сети дорог "Лена", "Колыма" и "Вилюй", обеспечивающих создание эффективного автотранспортного обеспечения и подъезды к транспортной системе России.

Связь является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей в республике, что связано с необходимостью приведения системы телекоммуникаций к действующим стандартам и внедрением новых информационных технологий.