Действующий

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2002 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2004 ГОДА

2. Социальное развитие и уровень жизни населения


В 2002 году среднегодовая численность постоянного населения составит 984 тыс. человек. Естественный прирост, как и прежде, не восполнит потери населения от миграции. При этом за счет снижения численности выезжающих за пределы республики и увеличения числа прибывших сократится отрицательное сальдо миграции до 3,6 тыс. человек.

Демографическая политика будет направлена на снижение уровня смертности населения, особенно младенческой и материнской смертности, создание предпосылок для стабилизации показателей рождаемости. В 2002 году прогнозируется увеличение рождаемости до 13,4 промилле, что связано с увеличением числа женщин фертильного возраста. Показатели смертности будут постепенно уменьшаться и составят 9,3 на 1 000 населения. В результате естественный прирост составит 4,1 промилле.

Младенческая смертность, один из общепринятых индикаторов не только социального благополучия и здоровья детей, но и здоровья населения в целом, в последнее время имеет стабильный уровень с ориентацией на снижение. Несмотря на направление достаточных средств на преодоление младенческой смертности, по-прежнему высок ее уровень в северных улусах. В 2002 году уровень младенческой смертности составит 17,4 на 1 000 родившихся против 17,5 в 2000 году (в целом по РФ - 15).

В 2002 году продолжится некоторое ослабление демографической нагрузки на трудоспособное население за счет сокращения доли детей и увеличения доли населения пенсионного возраста: на одну тысячу человек в трудоспособном возрасте будет приходиться 571 человек моложе и старше трудоспособного возраста (в 2000 году - 595 человек).

Активная политика занятости, направленная на развитие семейной экономики, создание новых рабочих мест на внутреннем рынке товаров и услуг, поддержку местных товаропроизводителей и ремесленничества стабилизирует ситуацию на рынке труда республики.

Численность занятых всеми видами экономической деятельности в 2002 году останется на уровне 2001 года и составит 471,4 тыс. чел. за счет увеличения работников предприятий и организаций на 0,2%. При этом увеличится доля занятого населения в производственной сфере:

53,8% от общей численности занятых против 53,4% в 2000 году. Численность работников бюджетной сферы будет сокращаться в связи с мероприятиями по оптимизации отраслей бюджетной сферы. В 2002 году уровень общей безработицы снизится до 10,5% от экономически активного населения.

Прогнозируемая ситуация на рынке труда исходит из необходимости решения следующих задач:

создание новых рабочих мест за счет внедрения новых перспективных технологий, развития малого предпринимательства, паломничества и ремесленничества;

развитие семейной экономики и повышение доходности семейных хозяйств;

формирование системы непрерывного образования, а также упреждающей профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров с учетом изменений спроса на рабочую силу;

организация работы вахтовым методом и максимальное использование трудовых ресурсов республики в реальном секторе экономики.

В настоящее время рассматривается проект Трудового кодекса РФ, в котором предлагается расширить права сторон трудового и коллективного договоров в вопросах заключения, изменения и расторжения трудовых договоров, повышения роли работников и трудовых коллективов в регулировании трудовых правоотношений.

Развитие рынка труда создаст условия для повышения оплаты труда и реальных располагаемых доходов населения. В 2002 году реальные среднедушевые месячные денежные доходы населения увеличатся на 7%, что будет связано с ростом заработной платы, пенсий, пособий, а также доходов от развития семейной экономики и предпринимательской деятельности.

Первоочередными задачами в сфере оплаты труда реального сектора являются обеспечение своевременной выплаты текущей заработной платы, погашение накопленной задолженности, установление зависимости оплаты труда от конечных результатов, усиление роли социального партнерства в регулировании заработной платы, поэтапное приближение минимальной оплаты труда и тарифной ставки 1 разряда к величине прожиточного минимума трудоспособного населения в республике, сокращение дифференциации заработной платы руководителя и тарифной ставки 1 разряда рабочего основной профессии.

В организациях бюджетной сферы в 2002 году согласно федеральному законодательству будет реализовано повышение размера 1 ставки (оклада) ЕТС до 450 рублей. Параллельно с этим, в связи с ограниченностью финансовых возможностей бюджета республики, будут заморожены некоторые дополнительные выплаты, установленные законодательными актами и нормативно-правовыми документами Республики Саха (Якутия). В результате этих мер в 2002 году реальная заработная плата увеличится на 11,3%.

На сдерживание реальных денежных доходов большое влияние оказывает имеющаяся просроченная задолженность по выплате заработной платы. На 1 августа т. г. задолженность составила 1,6 млрд. рублей, или 2,1 среднемесячной заработной платы. Наибольшая задолженность в жилищно-коммунальном хозяйстве, сельском хозяйстве, железнодорожном и авиационном транспорте. Ставится задача по сокращению просроченной задолженности в 2002 году на 20% (до 1,6 месяцев).

В 2002 году социальная политика будет направлена на уменьшение уровня бедности. В результате реализации комплекса мер по повышению трудовой мотивации и содействию занятости слабозащищенных слоев населения, а также по совершенствованию системы государственной социальной помощи, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2002 году составит 24,7% к общей численности населения. Будет продолжена политика адресной социальной помощи особо нуждающимся группам населения, переход от действующего категориального принципа социальной защиты к адресному индивидуальному.

В рамках реформирования пенсионного обеспечения получат развитие негосударственные пенсионные фонды, финансирование которых будет осуществляться за счет использования накопительно-страховых пенсионных схем и дополнительных взносов работодателей.

В 2002 году предполагается индексация государственных пенсий в 1,07 раза с 1 февраля и в 1,06 раза - с 1 августа, в результате чего в среднем размер пенсии с учетом компенсационных выплат увеличится на 12,6% до 1516,5 рублей и будет обеспечивать прожиточный минимум пенсионера на 91% (в 2000 году - 88,8%). Без учета республиканских дополнительных выплат соотношение средней пенсии и прожиточного минимума составит 68%. В 2002 году необходимо предусмотреть в республиканском бюджете 963 млн. рублей на дополнительные выплаты.

Будет продолжена работа по расширению рынка платных услуг, предоставляемых учреждениями образования, здравоохранения, физической культуры сверх гарантированных государством с учетом платежеспособности населения, доходы от которых будут направляться на улучшение материально-технической базы и повышение качества предоставляемых услуг.

Развитие здравоохранения будет направлено на качественное улучшение физического состояния граждан, для чего будет совершенствоваться профилактическая направленность, широко внедряться современные методы диагностики и телемедицина. Внедрение стационарозамещающих технологий приведет к уменьшению показателя обеспеченности койками круглосуточного пребывания до 129,5 на 1000 населения при увеличении показателя обеспеченности койками дневного пребывания до 13,4 на 1000 населения.

В системе образования получат дальнейшее развитие качественное предоставление услуг, непрерывное образование, а также подготовка специалистов с реальным спросом на рынке труда.

В рамках Концепции развития дошкольного образования в республике введена обязательность посещения дошкольных учреждений с 5 лет. В связи с чем увеличится охват дошкольным образованием детей 5-летнего возраста до 91% в 2002 году против 89,7% в 2000 году. В связи с вводом новых общеобразовательных школ за счет средств Инвестиционной программы, а также новых объектов образования, введенных в рамках общереспубликанского движения "2000 добрых дел", увеличится показатель обеспеченности площадью на одного учащегося, который в 2002 году составит 9 кв. м. (в 2000 году - 8,8 кв. м.). Для совершенствования учебного процесса необходимо расширять использование информационных технологий, обновление оборудования.

Положительным результатом работы по совершенствованию системы образования явился рост количества выпускников, поступивших в ВУЗы. В 2002 году предполагается увеличение данного показателя до 64% против 50,7% в 2000 году. В результате организации дистанционного образования увеличится доля педагогов с высшим образованием до 86% против 83% в 2000 году.

Реформирование социальных отраслей - один из возможных путей решения проблем в сложившейся ситуации, в рамках которой необходимо провести сокращение расходов за счет оптимизации сети учреждений, повышение эффективности их работы. Необходимо продолжить расширение перечня и объемов дополнительных платных услуг, предоставляемых учреждениями социальной сферы, приводящее к перераспределению соотношения бюджетных и внебюджетных источников финансирования.

Преобразования в социальной сфере будут направлены на достижение следующих приоритетных задач:

создание необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно-приемлемого качества базовых социальных благ (прежде всего, медицинского обслуживания и общего образования);