Действующий

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2002 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2004 ГОДА

4. Инвестиционная деятельность


Общий объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования по Республике Саха (Якутия) в 2002 году прогнозируется в сумме 23,5 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах ниже оценки 2001 года на 15-17%. Прогнозируемая ситуация связана со значительным сокращением государственных инвестиций.

Определяющим источником станут собственные средства предприятий и привлекаемые ими кредиты, их доля в объеме инвестиций должна составить не менее 80%. Средства предприятий в 2002 году составят порядка 12,2 млрд. рублей с реальным ростом на 1,5%.

В 2002 году необходимо продолжить строительство важнейших объектов инфраструктуры - энергетики, в том числе сельской электрификации, а также объектов коммунального хозяйства, транспорта и связи. Особое внимание должно быть уделено строительству жилья, газификации, сносу ветхого жилья и строительству автомобильных дорог. В производственной сфере необходимо финансирование технического перевооружения лесопромышленного комплекса, строительства объектов нефтегазопереработки.

Уже в текущем году необходимо наладить работу с федеральными структурами власти по привлечению средств в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы на реализацию приоритетных проектов по строительству железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск, реконструкции взлетно-посадочных полос аэропортов республики, Якутской ГРЭС, а также развитию спутниковой и почтовой связи. Инвестиционная программа, консолидирующая средства Инвестиционного бюджета (Бюджета развития) в 2002 году прогнозируется в объеме 2,9 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 33% ниже уровня 2001 года из-за ограниченных возможностей республиканского бюджета, снижения ставки отчислений АК "АЛРОСА" в Целевой бюджетный фонд реализации социально-экономических программ улусов "алмазной провинции" до 1,5% с целевым направлением на капитальные вложения в объекты газовой промышленности, трубопроводный транспорт (III нитка газопровода Кызыл-Сыр-Якутск), электросвязи, сельской газификации и охраны окружающей среды.

В качестве дополнительного источника следует рассматривать возвратные средства по индивидуальному жилищному строительству и инвестиционным проектам на конкурсной основе на рефинансирование данных статей.

В 2002 году предстоит решить важнейшую задачу - установить практику ежегодного безусловного выполнения инвестиционно-бюджетных обязательств республики, погашения и реструктуризации кредиторской задолженности предприятиям строительного комплекса по объектам Инвестиционных программ прошлых лет.

Необходимость увеличения налогооблагаемой базы требует неотложных мер в области создания благоприятного инвестиционного климата в республике:

в совершенствовании законодательной базы, стимулирующей вложение собственных средств предприятий в развитие и укрепление производственных мощностей, привлечение потенциальных инвесторов из-за пределов республики, создающей равные конкурентные условия и защиту прав всех инвесторов независимо от формы собственности;

предоставлении государственных инвестиций на строительство объектов производственного назначения на условиях возвратности и платности, для акционерных обществ - увеличения государственной доли в уставных капиталах;

использовании регулятивных инструментов посредством проведения стимулирующей амортизационной, налоговой и тарифной политики.

Одним из обязательных условий предоставления государственной поддержки должна стать грамотная подготовка инвестиционных предложений, соответствующих международным требованиям, с обязательной экспертизой, включая технико-экономическое обоснование, проектно-сметную документацию, бизнес-планы.

Одним из наиболее эффективных инструментов государственной инвестиционной политики в ближайшее время должно стать возрождение инвестиционного банка по обслуживанию Инвестиционного бюджета (Бюджета развития). Деятельность Инвестиционного банка должна быть ориентирована на сферы, обладающие определенной спецификой, затрудняющей привлечение кредитов на рыночных условиях. Целенаправленное кредитование инвестиционных проектов в перспективных и приоритетных направлениях экономического развития и социально значимых видах деятельности создаст условия для расширения конкурентоспособных и перспективных производств. В конечном итоге естественными партнерами Инвестиционного банка станут коммерческие банки, работающие с предприятиями реального сектора. Соучаствуя в финансировании инвестиционных проектов в приоритетных направлениях экономического роста, поддерживаемых Инвестиционным банком, они тем самым станут развивать свою клиентскую базу, содействуя развитию предприятий-партнеров.